$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +16 Киев

Инициатором постановления, по которому оборонные компании получили уголовные производства, был "Укроборонпром" и его тогдашний глава Гусев – СМИ

Инициатором постановления, по которому оборонные компании получили уголовные производства, был "Укроборонпром" и его тогдашний глава Гусев – СМИ Главный вопрос – как и за чей счет будет решен вредный для обороноспособности Украины конфликт, отмечает "Главком"
Фото: depositphotos.com

Скандал, связанный с выводами Государственной аудиторской службы, которая проверяла украинских производителей оружия и выявила нарушения, возник из-за постановления правительства №335. В распоряжение издания "Главком" попали документы, которые, как пишет автор статьи Павел Вуец, позволяют установить всю хронологию решений, принятых правительством по этому поводу, и объясняют, как возникла проблема.

Постановление правительства, предоставившее право государственным и частным компаниям импортировать боеприпасы и вооружение для нужд сил обороны Украины, сформулировали в марте 2022 года так, что компании – производители оружия и амуниции не имели права получать прибыль на контрактах с государством.

Государственная аудиторская служба после проверки предприятий, в том числе конструкторских бюро "Луч" и "Южное", государственного "Южмаша" и частной "Украинской бронетехники", заявила о нарушении.

"В относительно спокойные времена процесс покупки товаров и услуг для нужд обороны регламентировался постановлением №309 от 17 марта 2021 года "Об утверждении порядка формирования и корректировки ожидаемой стоимости товаров, работ и услуг оборонного назначения, закупка которых осуществляется по неконкурентной процедуре". После принятия №335 оно автоматически прекратило свое действие, собственно, при этом и образовался нормативный пробел, который пытаются "исправить" до сих пор", – объяснил автор статьи.

Постановление №309 предусматривало, что в цену товаров, работ и услуг оборонного назначения входит прибыль, в постановление №335 определение прибыли не было внесено. Предприятия продолжали получать прибыль и, как они утверждают, инвестировали ее в дальнейшее производство оружия. Этот пробел всплыл во время финансового аудита Минобороны за 2022 год, который заказал тогдашний глава ведомства Алексей Резников.

"Госудитслужба, которая проводила проверку, зафиксировала, что поставщики Минобороны продолжали получать прибыль, которая уже не была предусмотрена принятым в начале полномасштабного вторжения постановлением. Соответственно, если считать всю эту прибыль как незаконную, она автоматически переходит в категорию государственных убытков, которые каким-то образом надо государству вернуть. Сумма ущерба оценивается примерно в 2,5 млрд грн. Поставщики армии, конечно, делать этого не хотят, обвиняют Госаудитслужбу буквально в работе на врага: проводят громкие пресс-конференции, обращаются к правительству, чтобы оно вмешалось в ситуацию", – отмечает "Главком".

Кабмин в июле 2023 года отменил постановление №335 и принял новое – №736, в котором прибыль уже фигурирует в составе цены за товары оборонного назначения.

"Но и действовать оно начало только с июля этого года, а год и четыре месяца до этого действовало предварительное постановление, согласно которому поставщики, по вердикту аудиторов, фактически нарушали закон. Причем Государственное бюро расследований уже ведет уголовные производства по ряду таких предприятий", – говорится в статье.

Глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Александр Завитневич считает, что правительство в марте в прошлом году не имело целью оставлять производителей без прибыли, а термин "прибыль" исчез из текста постановления №335 ошибочно.

Автор материала считает, что ошибки быть не могло.

"В распоряжение "Главкома" попали документы, позволяющие установить всю хронологию решений, принятых правительством в те дни. И именно эти документы объясняют, как возникла проблема, которая сегодня не сходит с новостных лент. Первый факт. Инициатором и фактическим соавтором скандального постановления был государственный концерн "Укроборонпром" и его тогдашний глава Юрий Гусев. В своем обращении к премьер-министру Денису Шмигалю Гусев просит как можно быстрее рассмотреть подготовленный "Укроборонпромом" проект постановления "Некоторые вопросы оплаты за продукцию, товары и услуги для обеспечения потребностей сектора безопасности и обороны в условиях военного положения", который в дальнейшем и стал основой для того же постановления №335", – написал он и опубликовал сам проект постановления, в котором нет упоминания о прибыли.

Инициатором постановления, по которому оборонные компании получили уголовные производства, был Фото: glavcom.ua


Журналист отметил, что документ изучило Министерство экономики и "его тоже ничего в этом документе не смутило". Далее Резников подписал проект и передал его на рассмотрение Кабмина.

"Случайную ошибку или упущение, которые могли произойти сразу в нескольких структурах из-за действительно экстренных обстоятельств, исключать нельзя. Но вероятность такого совпадения с таким "фильтром", согласитесь, невысока. Притом что инициатор такого "невыгодного" для поставщиков армии постановления был крупнейшим производителем военной техники в Украине", – подчеркнул Вуец.

Он добавил, что теперь главный вопрос – как и за чей счет будет решен вредный для обороноспособности Украины конфликт. Верховная Рада приняла постановление №10071, которое, по мнению автора статьи, не решило проблемы.

"Постановление обязывает Кабмин гарантировать исполнителям государственных контрактов по оборонным закупкам компенсацию всех экономически обоснованных расходов, а также суммы прибыли. Но, по сути, Рада бросила горячую картофелину в руки Кабмина, за которым и оставила последнее слово", – пояснил журналист.

По его наблюдениям, больше всего решению парламенту радовалась именно Госаудитслужба, которая трактовала его как признание депутатами правоты именно ревизоров и "кривизны" юридического поля, в котором работала оборонная промышленность полтора года.

"Парламентарии сделали вид, что сделали все от себя зависящее, а вот Кабмин уже месяц "прорабатывает" этот вопрос. Конечный срок, к которому все министерства должны предоставить свои предложения, истекает 4 ноября. Никто не спешит, чтобы снова не всплыли неожиданные "ошибки"?" – резюмировал автор.