Казанский: Луценко называл арестованные $1,5 млрд "деньгами Арбузова", но потом они вдруг превратились в "деньги Курченко"

Казанский: Луценко называл арестованные $1,5 млрд "деньгами Арбузова", но потом они вдруг превратились в "деньги Курченко" Казанский: Это ключевой момент в этой истории
Фото: Денис Казанский / Facebook

С правовой точки зрения "есть принципиальная разница", кому принадлежали конфискованные Краматорским городским судом Донецкой области $1,5 млрд – экс-главе Национального банка Украины Сергею Арбузову или беглому украинскому бизнесмену Сергею Курченко, подчеркнул журналист Денис Казанский. По его словам, дело, о котором заявлял глава ГПУ Юрий Луценко, может быть "откровенной халтурой".

В деле о спецконфискации $1,5 млрд экс-президента Украины Виктора Януковича и его окружения есть много противоречий. Об этом в Facebook 11 января написал журналист Денис Казанский.

По его словам, генеральный прокурор Юрий Луценко "сначала называл арестованные средства "деньгами Арбузова" (бывший первый вице-премьер и экс-глава Национального банка Украины Сергей Арбузов. – "ГОРДОН"), но потом они вдруг внезапно превратились в "деньги Курченко" (беглый украинский бизнесмен Сергей Курченко. – "ГОРДОН")".

"Это ключевой момент в этой истории. Потому что для обывателя нет разницы между Курченко и Арбузовым. А с правовой точки зрения разница принципиальная. Нельзя арестовать деньги на счетах у одного человека, а потом конфисковать у другого. Это откровенная халтура, такую конфискацию очень легко оспорить в суде и опротестовать", – пояснил Казанский.

Также он обнародовал "один важный документ, который ранее не публиковался".

"Это результаты расследования службы Госфинмониторинга, которая искала и находила деньги Арбузова в 2014 году. Те самые, которые потом конфисковали у Курченко. Прислал один добрый человек, но у меня просто физически нет времени разбирать все это самостоятельно. Объем очень большой, поэтому я не распечатывал, а выложил на файлообменник для всех", – рассказал он.

Казанский утверждает, что в "документе указано большое количество различных компаний, которые связаны с семьей Арбузова, участвовали в коррупционных схемах и выводили деньги из Украины".

В материале (.doc) Государственной службы финансового мониторинга от 20 марта 2014 года под грифом "Для служебного пользования" в разделе "Дополнительно полученная информация из сети интернет" говорится, что Арбузов отказался от идентификационного кода налогоплательщика по религиозным мотивам. Таким образом, он якобы мог проводить финансовые операции, избегая госмониторинга. 

Арбузов в 2010–2012 годах возглавлял НБУ, затем до 2014 года был первым вице-премьером. В отношении него проводится несколько расследований, в том числе о завладении имуществом путем злоупотребления служебным положением. По данным ГПУ, Арбузов скрывается в Российской Федерации.

14 сентября 2016 года Луценко заявлял, что "$1,5 млрд Арбузова находятся в Украине, но мы не можем их забрать в бюджет, пока не узнаем, что офшоры, на которых числятся деньги, не связаны с ним лично".

В марте 2017 года Краматорский городской суд Донецкой области принял решение о конфискации $1,5 млрд окружения Януковича. По данным генерального прокурора, заблокированные средства хранились в виде денег и ценных бумаг.

В апреле "Ощадбанк" завершил процедуру перечисления в Государственное казначейство конфискованных средств. Президент Украины Петр Порошенко отметил, что эти деньги пойдут в первую очередь на укрепление армии.

10 января 2018 года "Украинская правда" опубликовала приговор Краматорского райсуда. В нем говорилось, что некий Аркадий Кашкин продал данные своего паспорта за $500 и согласился стать подставным директором фирмы "Газ Украины 2020", номинально принадлежавшей Курченко, который подозревается в ряде преступлений и скрывается на территории РФ. Кашкин был осужден на пять лет лишения свободы, но освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком.

По информации УП, только приговор Кашкину по статье о легализации доходов, полученных преступным путем, позволил применить к арестованным $1,5 млрд специальную конфискацию.

ГПУ не подтвердила и не опровергла подлинность опубликованного документа. Замгенпрокурора Евгений Енин пояснил, что приговор засекретили для защиты свидетелей.