Об этом в интервью LB.ua бывший глава НАК "Нафтогаз України" Андрей Коболев и советник министра энергетики Украины Елена Зеркаль, которая в 2014 году была замминистра иностранных дел, рассказали в контексте беседы о "пленках Медведчука", которые опубликовали журналисты проекта Bihus.Info.
Эти переговоры проходили 14 ноября 2014 года в России, в кабинете тогдашнего зампредседателя правительства РФ Дмитрия Козака, который сейчас занимает должность замглавы Администрации президента РФ.
Коболев рассказал, что пятый президент Украины Петр Порошенко на эти переговоры отправил его и Зеркаль. Вопрос касался газа в Глебовском подземном газохранилище.
"Идея была в том, чтобы попытаться его забрать", – пояснил Коболев.
Зеркаль добавила, что тогда Украина столкнулась с нехваткой газа, а в Глебовском ПГХ оставалось около 2 млрд м³.
"Мы приезжаем в Москву, а именно в "Белый дом" к господину Козаку. Входим в его большой кабинет и видим там лицо, которое для нас было неожиданно там увидеть, собственно Медведчука. В этот момент Андрей Владимирович спрашивает меня: "Вы знали, что он здесь будет?" Я говорю: "Нет, а вы?" – "И я не знал", – рассказала она.
Коболев уточнил, что российская сторона не объясняла появление Медведчука на переговорах.
"Просто сказали: "Ну, вы же знаете, кто это?" Естественно, мы знаем, кто это. "Хорошо, он тоже будет на переговорах", – отметил экс-глава НАК.
Зеркаль отметила, что тогда в кабинете со стороны РФ было много людей, но их не представляли.
"Медведчук сидел с нашей стороны. Но официально в составе делегации были только я и Андрей. Он не участвовал в нашем разговоре с Козаком. Разговор вели Андрей и я. Он сидел молча весь разговор. Единственное, что я от него услышала, когда мы вышли: "Вы дерзкая, ну, дерзайте, у вас может получиться", – рассказала дипломат.
Коболев добавил, что украинская делегация на этих переговоров попыталась понять позицию по газу в Крыму.
"Мы поняли, что они в этой ситуации будут настаивать, что национализация всех активов произошла – в их понимании, не в нашем – до момента присоединения Крыма к России. Хотя, на самом деле, она произошла уже после военной аннексии Крыма, что, собственно говоря, мы использовали в трибунале против русских, и использовали успешно", – рассказал он.
По словам экс-главы НАК, по итогам встречи он отчитывался Порошенко.
"Я ему докладывал о результате. Конечно, я сказал, что там был Медведчук. Об этом знал как Порошенко, так и [глава правительства Арсений] Яценюк", – сказал Коболев.
Он уточнил, что не помнит, как отреагировал Яценюк на информацию о Медведчуке. Климкин, по словам Зеркаль, был удивлен – он "поднял брови "домиком".
Коболев добавил, что у него сложилось впечатление, что Медведчук "имел отношение к организации встречи" и выполнял роль посредника. Он отметил, что сложно сказать, с какой стороны посредничал Медведчук – России или Украины.
"[Это был] единственный раз, когда я с ним пересекался за одним столом переговоров. Русские так ничего нам и не отдали. Мы пошли в арбитраж и выиграли у них первое решение по признанию того, что они являются причиной того, что мы потеряли активы и что они должны эти активы компенсировать. Сейчас "Нафтогаз" судится за цифровое выражение той суммы, которую Россия должна компенсировать. И, по большому счету, та встреча имела позитивный эффект. Потому что, по крайней мере, русские не могли сказать арбитражному трибуналу, что мы не пытались вернуть газ. Мы пытались его вернуть и даже ради этого полетели в конце 14-го года в Москву, понимая, что это и для меня, и для Ланы не самая безопасная поездка", – резюмировал он.