Реакция некоторых европейских стран на украинский закон "Об образовании" показала проблему "старшебратского" отношения к Украине. Об этом в своей колонке на "Европейской правде" написал министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
"Получается, что Украине не разрешено то, что разрешено остальным странам, получается, что мы, украинцы, должны и дальше оставаться комфортными для всех, без собственной воли и собственных приоритетов", – так прокомментировал глава МИД венгерские претензии к закону "Об образовании".
По его мнению, нечто подобное наблюдается и в ситуации, когда Польша требует, чтобы мы вместе смотрели "на нашу общую непростую историю исключительно через польские очки".
Климкин убежден, что европейским партнерам Украины необходимо как можно скорее осознать, что она является равноправным и равноценным им государством. Это поможет избежать проблем, подобных тем, что сложились вокруг закона "Об образовании".
"Если у наших европейских друзей проявления такого "старшебратского" отношения к Украине спорадические и объясняются, скорее всего, инерцией мышления и внутриполитическими факторами, то в России "старшебратство" параноидальное и крайне агрессивное", – подчеркнул глава украинского МИД.
После принятого 5 сентября во втором чтении и в целом украинского закона "Об образовании", который расширил использование украинского языка в обучении, Венгрия и ряд других стран выразили беспокойство о будущем национальных меньшинств в Украине.
26 сентября в министерстве иностранных дел Венгрии предупредили, что будут блокировать любое дальнейшее сближение Украины и ЕС из-за закона "Об образовании".
Закон "Об образовании" был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию, которая сформулировала выводы 8 декабря: комиссия не настаивает на изменении языковой статьи украинского закона "Об образовании".
2 ноября министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Польша намерена запустить процедуру, которая не позволит въехать в страну украинцам, демонстрирующим антипольские взгляды. В МИД Украины на это ответили, что в стране нет антипольских настроений.
18 ноября в Польшу не пустили ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий Святослава Шеремету, который запретил эксгумацию польских могил на Волыни.