Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) и Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ) нужно договориться относительно совместного сотрудничества в рамках единой правоохранительной системы, сказал генпрокурор Украины Юрий Луценко в интервью "Цензор.НЕТ".
"Мне кажется, их (сотрудников НАБУ. – "ГОРДОН") проблема в том, что они все время хотят быть отдельными. Да, они особенные с точки зрения задач. Но не могут быть отдельными организационно. Они должны почувствовать себя частью правоохранительной системы. Просто говорить о том, что вся правоохранительная система гнилая, а они – единственные хорошие, – неправильно и непродуктивно. Не все в старой системе демоны и не все ангелы в новых подразделениях. За год НАБУ отправило в суд около трех десятков дел по борьбе с коррупцией госслужащих высшей категории. В то же время ГПУ отправила 1,5 тыс. производств именно по борьбе с коррупцией. И это нормально. Их меньше, нас больше. Но это одна работа, одни враги", – отметил он.
По словам Луценко, еще не было ни одного случая, когда он попытался бы не дать НАБУ открыть производство. "Не было такого и не будет. Ведь я один из авторов закона о НАБУ и о Специализированной антикоррупционной прокуратуре. А у нас уже много случаев, когда они отказываются от дел своей подследственности", – сказал он.
Генпрокурор отметил, что сотрудники НАБУ считают некоторые дела "хламом старого периода" и не берутся за них. "Есть и современные дела, где четко их подследственность. Руководитель государственного предприятия, сумма на миллионы убытков. Опять не берут. Говорят, что подобные дела их перегрузят", – добавил он.
По словам Луценко, формально это неправильно, но в НАБУ неспособны "проглотить все", так как у них всего 220 детективов и 80 прокуроров.
"На основе этого предлагал: позвольте другим правоохранительным структурам, которые выйдут на подследственность НАБУ, продолжать это дело самостоятельно. Если мы не можем заплатить следователю в Службе безопасности Украины такую зарплату, как в НАБУ, то дайте ему хоть почувствовать профессиональную гордость, что он также может поймать взяточника-судью. При этом, подчеркиваю, НАБУ может в любую секунду истребовать это дело к себе. Нет, говорят. Это не соответствует идее отдельного, высококвалифицированного органа, который имеет монополию на борьбу с высокопоставленной преступностью", – добавил генпрокурор.
Луценко отметил, что в НАБУ и ГПУ договорились включать прокуроров и детективов в общие группы в случае, когда открываются производства вероятной подследственности НАБУ.
"Такое устное соглашение достигнуто. Сейчас жду первого примера, когда мы выйдем на оперативно-разыскное дело, где предположительно может появиться чиновник категории "А", и проведем совместную работу по фиксации взятки, досудебному расследованию, предъявлению подозрения, передачи обвинения в суд. Как только пройдем два-три таких тестовых случая, все образуется", – сказал генпрокурор.
В августе между Генпрокуратурой и НАБУ произошел конфликт. 5 августа сотрудники прокуратуры пришли с обыском в НАБУ по делу о незаконной прослушке. 12 августа, как заявил руководитель департамента по расследованию уголовных производств в сфере экономики ГПУ Владимир Гуцуляк, прокуроры заметили подозрительных людей в квартире напротив здания департамента и пришли туда с обыском. Они обнаружили там аппаратуру для прослушивания и удостоверения сотрудников НАБУ.
Затем, как утверждает Гуцуляк, на место инцидента прибыл спецназ НАБУ, который избил трех сотрудников Генпрокуратуры. В ГПУ предполагают, что сотрудники НАБУ прослушивали прокурора Дмитрия Суса. По данным журналиста Юрия Бутусова, сотрудники Генпрокуратуры во главе с Сусом 12 часов удерживали двух оперативников НАБУ в здании ГПУ.
15 августа глава НАБУ Артем Сытник заявил, что между Генпрокуратурой и НАБУ, а также между ним и Луценко "нет никакой войны".
В сентябре Луценко предложил лишить НАБУ исключительного права на расследование коррупции среди высокопоставленных чиновников. "В стране так много преступности, что отдавать исключительное право на борьбу с проявлениями высокопоставленной преступности одному небольшому правоохранительному органу неэффективно", – сказал он.
Согласно статье 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, к подследственности НАБУ относятся высшие должностные лица, в том числе президент, полномочия которого прекращены, премьер-министр, министры и нардепы. Досудебное расследование их коррупционных преступлений другими правоохранительными органами запрещено.