Бывший депутат Госдумы РФ, украинский предприниматель Илья Пономарев прокомментировал заявление премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который намерен предложить Кабинету Министров провести новый конкурс по привлечению частного партнера для добычи углеводородов на участке "Дельфин" на шельфе Черного моря.
Свой ответ главе украинского правительства он опубликовал 27 июля в Facebook.
Конкурс выиграла компания Пономарева Trident Black Sea. Гройсман сказал, что объявляя конкурс, украинские власти "рассчитывали на участие в нем мировых лидеров уровня Shell или Exxon".
"Мы сразу говорили, что никакие мейджоры (крупная компания, занимающая лидирующее положение на рынке. – "ГОРДОН") в Украину не придут... Во-первых, не будут вкладывать те, у кого есть значительные активы в России (это Shell, ExxonMobil, Total, BP, Conoco, Chevron и ряд других). Во-вторых, не будут вкладывать те, кто всего пять лет назад принял решение свернуть свое присутствие в Украине (те же Shell, Exxon, Chevron). В-третьих, мейджоры вообще не будут вкладывать в Украину, потому что масштаб возможных проектов для них слишком мал. Для компаний типа нашей, или Vermillion, вошедшей в партнерство с "Нафтогазом", проект в $1 млрд – это максимально возможное обязательство, а для Exxon – минимальное", – написал Пономарев.
Он предположил, что "мейджоры могут в будущем купить вставшие на ноги украинские компании с добычей более 2–3 млн тонн, но не будут брать на себя риски их создания".
"Это я могу уверенно говорить еще и потому, что Trident как раз создан выходцами из мейджоров – наш председатель совета директоров был вице-президентом ExxonMobil, а до этого – Chevron и Shell, у меня за плечами ЮКОС и Schlumberger", – отметил Пономарев.
По его словам, Trident конкурировала "с геополитическим противником, вошедшим в союз с теми бывшими госчиновниками высшего ранга, которые ввергли Украину в глубочайший экономический кризис и последствия чьей деятельности, собственно, и привели к острому инвестиционному голоду в стране".
"Они распространяют дезинформацию в СМИ и в кулуарах пугают как действующую, так и приходящую власть, рассказывая небылицы про прошедший конкурс. И их поведение наглядно показывает, что у них нет желания выиграть и прийти добывать – есть желание не дать Украине начать разработку своего шельфа, максимально затянуть этот и так уже затянувшийся процесс. Попытка сейчас объявить новый конкурс – минимум еще один год задержки", – считает экс-депутат Госдумы.
Он выразил надежду, что "все эти судороги оппонентов скоро закончатся".
"Уверен, что после изучения всех материалов межведомственной комиссии, подготовленных специалистами Минтопэнерго, премьер Гройсман захочет войти в историю Украины как руководитель правительства, проведшего серию успешных привлечений в страну иностранных недропользователей, который смог вдохновить миллиардную инвестицию в национальную экономику, при котором была создана первая компания-инвестор в Украине, торгующая на престижной международной площадке NASDAQ. До этого аналогичное давление оказывалось и на министра топлива и энергетики [Украины Игоря] Насалика, однако он оказался мудрее и смог верно оценить ситуацию", – заявил Пономарев.
26 июля межведомственная комиссия по заключению соглашений о разделе продукции определила компанию Trident Black Sea победителем государственного конкурса по привлечению частного партнера для разработки и добычи нефти и газа на крупнейшем по площади участке украинского черноморского шельфа "Дельфин". Trident Black Sea на 90% принадлежит Trident Acquisitions Corp, а еще на 10% – ирландской San Leon Energy PLC. Ключевым акционером Trident Acquisitions Corp является Пономарев, получивший в мае украинское гражданство. Еще 10% акций принадлежит совладельцу сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу.
Кроме компании Пономарева, на победу претендовали американская фирма Frontera Resources, азербайджанская Caspian Drilling Company, а также предприятие "Укрнефтебурение", бенефициаром которого является украинский бизнесмен Игорь Коломойский.
По закону правительство должно заключить сделку с победителем в течение двух месяцев.
Условия для инвесторов предусматривали вложение 1,5 млрд грн в разведку, бурение не менее пяти скважин за первые пять лет, а государственная доля прибыльной продукции должна составлять не менее 11%.