Начальник департамента противодействия наркопреступности Нацполиции Украины Илья Кива не должен служить в правоохранительных органах – такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил один из основателей главного управления по борьбе с организованной преступностью, организатор и руководитель управления криминальной разведки в составе МВД Украины, полковник милиции, почетный член International Police Association Валерий Кур, комментируя решение министра внутренних дел Украины Арсена Авакова о том, что "Кива не будет работать в полиции и перейдет на другую работу".
"Думаю, перевод Кивы в МВД делается назло грузинской команде и не пойдет на пользу обществу. Это иллюстрация того, как сражаются две силы, участвующие в реформе МВД", – считает Кур.
По его мнению, "то положительное, что делал Кива, очень незначительно".
"Одним Кива нравится, а другие считают, что он не имеет права служить в правоохранительных органах и не способствует улучшению имиджа МВД и государства в целом. На первой стадии он очень хорошо высказывался и в целом он скорее актер и популист. В качестве рекламиста своего продукта он, может, и годится – проводить шоу, например. Но то, что он делает, в действительности не вписывается в систему оценок работы", – убежден Кур.
Он отметил, что "все, что появилось в СМИ о нем, не могло не стать предметом рассмотрения кадрового аппарата – ни сейчас, ни в старой системе МВД СССР".
"С таким послужным списком, как у Кивы, нельзя служить в органах внутренних дел. Я предполагаю, он выполняет определенные функции для своих "хозяев", что-то "крышует" для них и себя не забывает. Таким руководителям он очень выгоден, удобен. Кроме того, сейчас стало ясно, что он связан с криминальным миром, это видно из его же заявлений. Например, он открыто сказал, что убитый бизнесмен Тарас Зиновенко, владелец спортивного клуба гостиницы "Дружба", – его товарищ. Хотя мы все знаем, что Зиновенко состоит на всех учетах в МВД как особо опасный рецидивист, киллер по кличке Тарик", – сказал он.
"С большим трудом удалось доказать страшные преступления Тарика, он отсидел большой срок. "Заявлять "это мой друг" глупо, но я не думаю, что Кива – глупый человек", – добавил он.
Кур считает, что "против Кивы говорят заявления в прессе о том, что он психически неуравновешен и имеет справку".
"Объективно все говорит о том, что грузины правы, такие люди не могут служить в правоохранительных органах. Почему руководство министерства прячет Киву в МВД? Пусть общество само догадывается", – сказал он.
По словам Кура, "общество не знает большую часть того, что творится в МВД и в политикуме в целом".
"Думаю, отставка Згуладзе – это в большей степени политика. Хотя есть и субъективные причины. Грузины же не собирались всю жизнь работать в Украине, у них есть другие интересы, и прежде всего в своей стране, и мы это понимали. Приехала целая грузинская команда, она принимала участие не только в реформе МВД, но и в экономике, социальной жизни. Все, что происходит в нашем государстве, отражается на грузинах – у нас кризис, значит, и у них кризис", – отметил один из основателей УБОПа.
Он предположил, что "имеет место и прямой саботаж: определенные политические силы, обладающими возможностями, сопротивляются реформам".
"Внутри МВД есть два антагонистических лагеря. Группа украинских политиков-бизнесменов и политическая группа грузин имеют совершенно разные интересы и понятия о реформе, разные критерии для оценок. Все это надо понимать. "Наша" псевдоукраинская структура в МВД – это финансово-олигархическая сила. Все, что будет сделано хорошо, в том числе грузинами, она будет стараться преподнести как свои заслуги. Если что-то плохо – будет давать понять, что это грузины "виноваты", – рассказал он.
Кур подчеркнул, что "грузинская команда не будет работать в Украине вечно, более того, наступят времена, когда на нее "повесят" все проблемы, которые не были решены, потому что они не местные, а СМИ в большей степени покупаются их противниками".
"Я хочу быть объективным и не выступаю только в защиту, буду и критиковать грузин. То, что они сделали, – это очень мало, но этого никогда бы не сделали наши, особенно те, кто просто забежал в МВД, чтобы сделать очередной скачок в карьере или решить собственные вопросы. Если сравнить разные секторы в Украине, то реформы в МВД все-таки начались лучше, чем в других сферах – пенитенциарной, прокурорской, судейской", – убежден он.
По его мнению, "если глава государства не защитит грузин, то хорошее, что они сделали, вряд ли кому-то удастся продолжить и сделать лучше".
"Грузинская команда под постоянным контролем СМИ и общественных организаций. Все наши политиканы связаны с теневыми бизнес-интересами и политическими раскладами. И закулисная борьба против грузин-реформаторов ведется на поле их противников, которые здесь, как рыба в воде. Это некорректная и нецивилизованная борьба", – подытожил Кур.
12 мая первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе ушла в отставку по собственному желанию. Она добавила, что "остается в команде", и, "приняв предложение министра, возглавит специально созданную группу советников".
14 июня глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе сообщила, что подала заявление об увольнении Кивы.
Кива был назначен главой департамента противодействия наркопреступности в октябре 2015 года. До этого он работал заместителем начальника милиции Донецкой области, а затем – Херсонской.
При этом он до сих пор не прошел переаттестацию. Сначала Кива заявил, что не смог этого сделать, потому что болел. Позже глава МВД Арсен Аваков сказал, что Кива пройдет переаттестацию, "когда в этом будет необходимость". Потом Кива заявил, что не идет на аттестацию, потому что "фармакологическая мафия" организовала против него кампанию, чтобы уволить из полиции, и, наконец, уехал в командировку.
Кива заявлял, что готов нарушить закон ради привлечения наркодельцов к ответственности и что он сам пробовал наркотики. Он также известен неоднозначными инициативами по борьбе с наркотиками. Например, он предложил продавать парацетамол по рецепту.
В апреле адвокат, боец 122-го батальона, брат нардепа Мустафы Найема Маси Найем сообщил, что подает в суд на МВД и Национальную полицию, которые не реагируют на то, что Кива нарушает его права и оскорбляет честь и достоинство обвинениями в "крышевании" наркотиков, а позднее объявил голодовку.