$38.97 €42.44
menu closed
menu open
weather +5 Киев

Пашаев: Запрет на полеты – давление РФ на Турцию. Путин насторожен желанием Эрдогана выйти из Конвенции Монтре G

Пашаев: Запрет на полеты – давление РФ на Турцию. Путин насторожен желанием Эрдогана выйти из Конвенции Монтре Пашаев: Путин несколько насторожен желанием Турции выйти из Конвенции Монтре
Фото: suspilne.media
Россия может держать Турцию закрытой для своих граждан какое угодно время. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" высказал журналист Осман Пашаев, который в 20132014 годах возглавлял бюро ATR в Турции.

"Вспомните, после инцидента с самолетом (когда турецкие ВВС сбили российский Су-24 в ноябре 2015 года) полеты были под запретом восемь месяцев, пока турецкая сторона и лично [президент Реджеп] Эрдоган не принесли публичные извинения. Так что Россия легко может держать Турцию закрытой для своих граждан какое угодно время. Сейчас важно, как долго Эрдоган сможет выдержать под натиском лоббистов туристического бизнеса. Только на май в РФ было продано около полумиллиона путевок, общая стоимость которых оценивается в $400 млн. Безусловно, для Турции отсутствие российских туристов болезненно", – сказал Пашаев.

Он отметил, что на решение о прекращении полетов между Россией и Турцией мог оказать влияние и украинский фактор.

"Говорят, на ситуации отразились визит президента Украины Владимира Зеленского и то, что Эрдоган сделал очередное заявление о непризнании попытки аннексии Крыма и военном решении на Донбассе. Но эти фразы от турецкой стороны звучат постоянно. Возможно, российской стороне не нравятся украинско-турецкие договоренности о военно-техническом сотрудничестве. Оно началось при [пятом президенте Украины Петре] Порошенко, стало активно развиваться при Зеленском и действительно усиливается. Украинский фактор повлиял на закрытие полетов, о чем говорят и в России, и в Турции", – рассказал собеседник.

Однако, по его мнению, российского президента Владимира Путина больше насторожило желание Турции выйти из Конвенции Монтре, которая регулирует режим прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.

"Буквально за пару дней до визита Зеленского Эрдоган общался с Путиным. Впервые я отметил очень прохладные оценки этой встречи с обеих сторон. Не было взаимных реверансов, экивоков в адрес друг друга. Кроме того, прозвучало, что Путин несколько насторожен желанием Турции выйти из Конвенции Монтре. В самой Турции много противников этого шага среди оппозиции, ведь считается, что именно конвенция позволила Турции восстановить суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы", – подчеркнул Пашаев.

Он полагает, что россияне могли запретить полеты в Турцию, чтобы оказать на нее давление.

"Конвенция ограничивает присутствие в Черном море кораблей не черноморских стран. А выход из конвенции позволит Турции самостоятельно решать, кто и на какой срок заходит в Черное море. Судя по тому, что Путин напрягся, возможно, речь идет о том, что негласно данная позиция Эрдогана проамериканская. Черное море – единственное в мире внутреннее море, куда американцы не имеют постоянного доступа. Будущее постоянное присутствие кораблей не черноморских стран на руку прежде всего Украине. Так что запрет на полеты россиян – это может быть давление на Турцию из-за ситуации в Черном море", – резюмировал Пашаев.

Контекст

Россия с 15 апреля по 1 июня ограничит регулярное и чартерное авиасообщение с Турцией из-за эпидемии COVID-19. Туроператорам рекомендовали приостановить продажу путевок в Турцию. На период с 15 апреля по 1 июня туры в Турцию забронировали более 500 тыс. россиян.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что решение об ограничении авиасообщения с Турцией не является политическим, оно обусловлено ростом заболеваемости COVID-19 в этой стране.

Авиасообщение было приостановлено вскоре после визита в Турцию Зеленского. Эрдоган на фоне стягивания российских войск к украинской границе подтвердил поддержку Анкарой территориальной целостности и суверенитета Украины, а также непризнание аннексии Крыма Россией. 

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу 14 апреля заявил, что в решении России ограничить авиасообщение с Турцией нет политической подоплеки, а вопрос о прекращении полетов "находится чисто в плоскости здравоохранения".