Директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник заявил, что в его ведомстве приблизительно знали, что покажут в последней части журналистского расследования о хищениях в оборонной отрасли Украины, где шла речь о причастности НАБУ.
Об этом он сказал в опубликованном 15 марта интервью "BBC Україна".
"Мы знали примерно, что покажут. Материалы определенные были, которые передавались из военной прокуратуры. Определенную проверку у себя мы делали. Но мы понимали, что там ничего такого нет, хотя могут быть вопросы относительно действий [бывшего агента НАБУ] Евгения Шевченко. Но он не наш сотрудник и квалификацию его действий мы не можем давать. Мы можем нести ответственность только за то, что он делает в рамках сотрудничества с НАБУ", – отметил Сытник.
По его словам, все, что делает Шевченко за пределами такого сотрудничества, – не ответственность бюро.
"Чего-то неожиданного я не увидел, но увидел определенные неточности и искажения. Не хочу говорить плохие слова в адрес журналистов, у них своя работа и они ее сделали, но думаю, что неточности в выводах были. Сейчас мы подготовим заключение служебного расследования, и оно расставит все на свои места", – подчеркнул Сытник.
25 февраля 2019 года программа "Наші гроші з Денисом Бігусом" опубликовала первые две части расследования о хищениях в оборонном секторе Украины. Журналисты утверждают, что участники группы через фирмы-"прокладки" перепродавали заводам "Укроборонпрома" контрабандные запчасти из РФ или детали, краденные на украинских военных складах. Ключевым звеном схемы была фирма "Оптимумспецдеталь".
В следующей части расследования говорилось, что из-за действий коррупционеров Украина чуть не сорвала подписанный в 2016 году контракт по ремонту самолетов Ан-26 для Казахстана.
В заключительной части расследования программы "Наші гроші", которая вышла 11 марта, говорилось, что НАБУ при посредничестве внештатного агента Евгения Шевченко вычеркнуло фирму "Оптимумспецдеталь" из перечня фиктивных, что позволило ей продолжить сотрудничество с "Укроборонпромом". По данным журналистов, письма в интересах "Оптимумспецдетали" готовил детектив НАБУ Дмитрий Литвиненко. Их подписывал старший детектив Олег Борисенко.
7 марта Сытник сообщил, что его ведомство открыло два уголовных производства на основании материалов расследования программы "Наші гроші", а также провело около 20 обысков, в том числе по месту жительства семьи бывшего заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского. По словам Сытника, в расследованиях фигурируют 10 предприятий, которые входят в структуру "Укроборонпрома", убытки составляют около 1 млрд грн.
Генеральный прокурор Юрий Луценко утверждал, что материалы следствия, включая переписку с телефона директора компании "Оптимумспецдеталь", были переданы НАБУ еще в 2017 году, но в бюро им не давали ход.
14 марта НАБУ отстранило двух детективов, которые фигурировали в расследовании Bihus.info о коррупции в "Укроборонпроме". Глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что детективы НАБУ физически спрятали от прокуроров САП материалы дела "Укроборонпрома".