Украинские олигархи умеют создавать истории, подделывать документы и даже проводить уголовные расследования, пишет в колонке "Украинские медиавойны: олигархи сражаются за аудиторию перед выборами в Украине" для Washington Times эксперт по странам СНГ Тодд Вуд.
Автор отмечает, что в США в последние годы СМИ стали полем битвы за власть, но в Украине проблема стоит еще острее.
В качестве примера автор приводит фильм "Олигархи", подготовленный расследовательским отделом катарского телеканала Al Jazeera в начале этого года. В фильме описывались попытки окружения экс-президента Украины Виктора Януковича вернуть часть средств, замороженных властями после того, как он покинул страну в 2014 году. Журналисты объясняли, что бизнесмен Сергей Курченко перепродал эти активы депутату Верховной Рады Украины Александру Онищенко и российскому предпринимателю с установленными преступными связями Павлу Фуксу. Оба они пытались "разморозить" активы, используя свое предполагаемое влияние на действующего президента Украины Петра Порошенко. В фильме прозвучали обвинения в адрес экс-главы НБУ Валерии Гонтаревой.
В подтверждение тезиса о том, что за расследованиями Al Jazeera стоит Игорь Коломойский, журналист приводит тот факт, что за несколько месяцев до премьеры фильма на этом канале вышла статья на сайте украинского журналиста Александра Дубинского, ведущего телеканала "1+1", который принадлежит Игорю Коломойскому. В этой статье излагались основные тезисы фильма "Олигархи".
"Это пример того, как олигархические СМИ могут пытаться влиять на мнение на местах", – подчеркивает Вуд.
Он пишет, что инвестиционная компания ICU, которой ранее руководила Гонтарева, также стала объектом расследований Al Jazeera. Гонтарева отмечала, что за этими нападками, вероятно, стоит Игорь Коломойский, который пытается вернуть $5 млрд, не упомянутые в фильме, отмечает журналист.
"НБУ во главе с Валерией Гонтаревой национализировал крупнейший коммерческий банк страны "ПриватБанк". К моменту национализации "дыра" в финансах банка, полностью контролируемого олигархом Игорем Коломойским, составила более $5 млрд. А Высокий суд Лондона заморозил более $2,5 млрд, принадлежащих господину Коломойскому в связи с делом "ПриватБанка". Похоже, что здесь есть много материала для нового документального фильма, так как эта история до сих пор не предана большой огласке", – отмечает автор.
По словам управляющего партнера ICU Константина Стеценко, политическая борьба в предвыборный год является основной причиной различных атак, с которыми сталкивается компания в Украине и в международной прессе. Хотя некоторые из бывших сотрудников ICU были ключевыми фигурами недавних украинских реформ, он говорит, что компания не связана ни с ними, ни с политикой.
"Одно можно сказать наверняка – Украина, похоже, продолжит предоставлять множество материалов для тех, кто хочет сделать хороший документальный фильм. С приближением президентских выборов в марте 2019 года информационная война только усилится и в Украине, и в США", – резюмирует автор.