Расследовать дело о "черной бухгалтерии" Партии регионов может только Национальное антикоррупционное бюро. Участие в расследовании Генеральной прокуратуры Украины создает существенные правовые риски. Об этом в статье для ZN.UA написал бывший заместитель главы Службы безопасности Украины Виктор Трепак.
"Исходя из того, что главным предметом этих материалов является политическая коррупция, расследовать их по закону должно НАБУ и никто другой. Дело в том, что по ст. 216 Уголовно-процессуального кодекса расследование коррупционных преступлений высоких должностных лиц отнесены к исключительной подследственности НАБУ. Следствием нарушения такой подследственности станет признание судом собранных в деле доказательств недопустимыми из-за того, что они получены не уполномоченным на то лицом", – указал Трепак.
По его словам, предлог для передачи расследования от Специализированной атикоррупционной прокуратуры (САП) в ГПУ – надуманный.
"Передача дела ГПУ под предлогом присоединения его к "большому" делу об узурпации власти Виктором Януковичем выглядит как удачный способ для НАБУ и САП "снять" нежелательное проблемное дело и таким образом избежать ответственности за слабые результаты его годичного расследования. Вместе с тем, по моему убеждению, такое решение приведет к "погребению" дела "черной бухгалтерии" ПР. Надо понимать, что его материалы будут приобщены к огромному массиву еще большего дела и растворятся в нем. Они потеряют процессуальную самостоятельность, и о "черной бухгалтерии" ПР как таковой можно будет забыть", – считает экс-замглавы СБУ.
Собранные следователями ГПУ доказательства нельзя будет использовать и в "деле Януковича", предупреждает автор статьи.
"Закладывается правовая мина под все дело "черной бухгалтерии" ПР, поскольку создается реальный риск признания недопустимыми (незаконными) всех доказательств, полученных следователями ГПУ при расследовании фактов элитной коррупции. Более того, такие доказательства нельзя будет использовать и в деле об узурпации власти Януковичем. Возможно, именно это и является одной из истинных целей передачи дела? Ведь надо понимать, что само по себе его расследование ломает стратегические договоренности между представителями "новой" и "старой" власти", – написал он.
Трепак полагает, что глава департамента специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк, положительно воспринявший передачу дела "черной бухгалтерии" его ведомству, недооценивает риски.
"С большим уважением отношусь к Сергею Викторовичу как к человеку и профессионалу. Но считаю, что в данном случае Горбатюк не в полной мере оценил возможное коварство такого решения. Дело в том, что передача дела "черной бухгалтерии" ПР "под Горбатюка" может осуществляться отнюдь не в интересах обеспечения более эффективного расследования, а для постепенного правового нивелирования этих материалов, с дальнейшим возложением на него всей ответственности за это. И Горбатюку будет сложно этому помешать", – отметил бывший замглавы СБУ.
Трепак первым заявил о существовании "черной бухгалтерии" Партии регионов. 28 мая 2016 года он сообщил, что передал в НАБУ массив документов, свидетельствующих, по его словам, о системе подкупов и фальсификаций, которые сопровождали приход к власти Виктора Януковича и его окружения.
31 мая 2016 года часть этих документов опубликовали народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко и главный редактор "Украинской правды" Севгиль Мусаева-Боровик.
В декабре 2016 года глава НАБУ Артем Сытник заявлял, что детективы НАБУ собрали достаточно доказательств для объявления главе ЦИК Михаилу Охендовскому подозрения в незаконном получении средств из "черной кассы" Партии регионов.
13 декабря 2016 года Охендовскому вручили официальное подозрение, пока единственное в этом уголовном производстве.
В начале июня 2017 года стало известно, что САП приостановила расследование дела "черной бухгалтерии" Партии регионов и передало его в департамент спецрасследований Генеральной прокуратуры.