Украина выиграла иск против России в Стокгольмском арбитраже благодаря контрактам, подписанным в 2009 году Юлией Тимошенко. Такое мнение лидер "Батьківщини" выразила в интервью "Радіо Свобода", опубликованном 20 марта.
"Выиграл тот контракт, который подписало мое правительство. Потому что они (юристы "Нафтогазу". – "ГОРДОН") пошли с нашим контрактом в Стокгольмский арбитраж. И они выиграли деньги у Российской Федерации только потому, что у них в руках был этот контракт. И я могу сказать, что это и для всех юристов, и Украины, и правоведов мира очевидный факт", – сказала она.
По словам Тимошенко, "если контракт был бы подписан не в интересах Украины и не в пользу Украины, никакой [глава "Нафтогазу" Андрей] Коболев никакой Стокгольмский арбитраж выиграть не мог".
"Кроме того, после того как было решение Стокгольмского арбитража, российская сторона заявила, что они хотят разорвать этот контракт. И это для меня самая большая награда. А президент Украины сказал, что он никому не даст к этому контракту прикоснуться. Вот реальная оценка этому контракту", – считает лидер "Батьківщини".
В 2009 году Тимошенко от имени Украины подписала контракт с прописанным в нем принципом "бери или плати". Он предусматривал штрафы для Украины в случае недобора российского газа относительно объема, указанного в контракте. "Нафтогаз України" считал положение "бери или плати" в виде, изложенном в контракте с "Газпромом", нерыночным, неправомерным и недействительным.
28 февраля 2018 года Стокгольмский арбитраж удовлетворил иск "Нафтогазу України" к "Газпрому" о недостаточных объемах транзита. Украинская компания добилась компенсации в сумме $4,63 млрд. По результатам двух арбитражных производств в Стокгольме "Газпром" должен выплатить $2,56 млрд в пользу "Нафтогазу". По утверждению украинской компании, с 1 марта 2018 года на сумму долга "Газпрома" насчитывается пеня.
"Газпром" обжаловал оба решения Стокгольмского арбитража и начал процедуру расторжения контрактов с НАК "Нафтогаз України". "Нафтогаз" начал процедуру принудительного взыскания активов "Газпрома" в Нидерландах, Великобритании и Швейцарии.