Двое суток подряд продолжается обстрел штаба погранзаставы на окраине Луганска. Боевики расположились в жилых кварталах вблизи воинской части, стреляют из автоматов, минометов и гранатометов. По официальным данным, 10 пограничников ранены, четверо – в тяжелом состоянии.
Это не первая попытка штурма луганских воинских частей. Были еще пять, только украинские власти тщательно все скрывали. Об этом в интервью Gordonua.com рассказал активист сообщества "Восток SOS", руководитель Луганского правозащитного центра "Поступ" Константин Реуцкий. По словам активиста, с 6 апреля, когда сепаратисты захватили местное СБУ, город и область были брошены на произвол. Официальный Киев начал какие-то действия только сейчас, когда о погранзаставе написали все украинские СМИ, а новость вызвала широкий общественный резонанс.
Украинские власти сняли нацгвардейцев, покинувших облвоенкомат, с довольствия. Буквально перестали кормить
– Штаб Луганского погранотряда вторые сутки обстреливают боевики, пытаются штурмовать…
– …с начала мая боевики методично, по очереди штурмовали, обстреливали и брали в окружение несколько военных частей в Луганске, в том числе части Нацгвардии и ПВО. Штаб погранотряда – это уже шестой случай. Центральные киевские власти до этого не просто не оказывали никакой поддержки, но тщательно замалчивали все случаи штурма.
– Почему?
– У меня нет ответа, я лишь констатирую факт. Ни одной из украинских частей в Луганске и области не было оказана поддержка силами АТО, не было четких приказов, как поступать в случае штурма. В итоге на свой страх и риск луганские военные решали сами, обороняться или нет, сдавать оружие или вести переговоры об оставлении военчасти вместе с оружием. Были случаи, когда военные покидали здание вместе с оружием, передислоцировались и не раскрывали своего места нахождения. Причем эти нацгвардейцы обратились за помощью к нам, потому что их сняли с довольствия за то, что они покинули облвоенкомат. Буквально перестали кормить.
Погранзастава на окраине Луганска. 2 июня в четыре утра боевики начали обстрел военчасти. Фото: dpsu.gov.ua
– Если власти скрывали информацию, почему именно в случае с погранотрядом решили помочь?
– Информация о штурме появилась в СМИ и приобрела широкий общественный резонанс. Впервые боевики на Луганщине стали вести себя так нагло: обстреливали военчасть из прилегающих жилых домов. Выгоняли людей из квартир, давали им 15 минут на сборы и занимали огневую точку.
– А разве до того боевики вели себя не нагло?
– Весь апрель боевики сидели в захваченном здании луганского СБУ и не решались выходить на улицу с автоматами. В конце апреля из России стали массово перебрасывать оружие, пошел поток добровольцев. Вооруженные люди начали один за другим захватывать административные здания, целенаправленно разыскивать проукраинских активистов, полностью взяли под контроль Луганск и южную часть области. В регионе фактически нет украинской власти. У меня четкое ощущение, что официальный Киев все пустил на самотек. Не знаю, на что они рассчитывают. Может, на то, что луганчане сами отобьются, и в этом им, на свой страх и риск, помогут военные, дислоцированные в Луганске, и милиция, которая осталась верна украинской присяге? Если жители сдадутся, область превратится в Приднестровье или Абхазию.
Регионал Ефремов заварил сепаратисткую кашу, а после потерял контроль над бандитами и сам себя загнал в ловушку
– Сколько местных поддерживает сепаратистов?
– Много, но точно не большинство. В основном жители запуганы и просто хотят мирной жизни. Кошмар с грабежами, мародерством и убийствами длится больше месяца. В области абсолютный криминальный произвол и целенаправленный политический террор.
Нардеп-регионал, экс-губернатор Луганской области Александр Ефремов. Фото: Александр Хоменко / Gordonua.com
– И в Верховной Раде, и в украинских СМИ не раз звучали обвинения в адрес нардепа от Партии регионов Александра Ефремова: якобы он может навести порядок в области, но не хочет.
– Ефремов с 1998 года, как только стал губернатором, полностью взял Луганскую область под свой контроль. Теневой бизнес, ввоз и вывоз контрабанды, незаконная добыча полезных ископаемых, в том числе угля, – все под Ефремовым. Именно он заварил сепаратистскую кашу, заручившись поддержкой России. У людей Ефремова была попытка начать мирные переговоры с новой украинской властью, но тут вмешался Кремль, начал перебрасывать на Луганщину оружие и добровольцев, а Ефремов утратил контроль над сепаратистами и фактически сам себя загнал в ловушку.
– Почему вы называете российских боевиков добровольцами?
– Потому что это правда. В России с помощью военно-исторических клубов рекрутируют желающих повоевать за "русский мир" в Украине. Их свозят в Ростов, в центр по подготовке, вооружают, дают задание и отправляют в Луганскую и Донецкую области. В России это называют "войной выходного дня": люди берут отпуск, отправляются немного повоевать, ну и подзаработать. Расценок я не знаю, но эту информацию несложно найти в интернете.