$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +11 Киев

Тендеры на поставку учебного оборудования не были прописаны под одного участника, как заявляет прокуратура – расследование СМИ

Тендеры на поставку учебного оборудования не были прописаны под одного участника, как заявляет прокуратура – расследование СМИ Выделять деньги на оборудование для школьных кабинетов правительство начало с 2016 года, пишет автор статьи
Фото: Прокуратура міста Києва / Facebook

"112 Украина" утверждает, что обвинения прокуратуры Киева в адрес чиновников Министерства образования и науки об организации тендера на закупку оборудования для школьных кабинетов под одного участника не имеют под собой основания. Журналист портала связался с несколькими компаниями, которые выигрывали такие тендеры с 2016 года. Источник издания заявил, что открытое производство может быть связано с конкуренцией на рынке.

Тендеры на поставку в школы оборудования для классов, объявленные прокуратурой Киева незаконными, прошли при рыночной конкуренции – участие в них принимали сразу несколько крупных и известных поставщиков, пишет журналист Игорь Смолов в статье "Битва за школьные кабинеты. А есть ли сговор?" на сайте "112 Украина".

В начале октября прокуратура Киева сообщила о разоблачении миллионных злоупотреблений при закупке школьного оборудования должностными лицами Министерства образования и науки. В сообщении прокуратуры говорилось, что должностные лица структурных подразделений Минобразования прописывали условия тендеров в пользу одного участника, что нанесло государству ущерб на сумму почти 5,5 млн грн.

Расследование прокуратуры касается поставок в школы цифровых измерительных компьютерных комплексов. Выделять деньги на такое оборудование для школьных кабинетов правительство начало с 2016 года, пишет автор статьи. Минобразования создало типовой перечень средств обучения и оборудования для кабинетов естественно-математических предметов общеобразовательных учебных заведений, где прописало требования для компьютерной и цифровой измерительной техники, которую местная власть должна была закупать для школ. На основе этого перечня были проведены сотни тендеров, отмечает журналист.

Прокуратура Киева обвинила чиновников Минобразования в том, что те прописали этот перечень таким образом, что этим требованиям соответствует продукция только одного производителя.

Журналист пишет, что в течение последних двух лет в школы поставлялась продукция как минимум трех крупных производителей: израильской компании Fourier и американских Vernier и Pasco. В Минобразования есть письма от Fourier и Vernier, в которых они благодарят ведомство за возможность поставлять свою продукцию и указывают, "что их приборами оборудованы в Украине сотни школ". В Pasco сообщили порталу, что готовят такое письмо и направят его в министерство в ближайшие дни.

По данным "112 Украина", частная фирма, которая фигурирует в расследовании полиции и прокуратуры, – киевское ООО "Научно-производственное предприятие "Энглер", которое принадлежит бизнесменам Юрию Гречишкину и Михаилу Калиткину и поставляет комплексы Fourier Einstein израильского производства.

Автор отмечает, что в производстве фигурируют два тендера на поставку в школы Киева и Славянска оборудования, в том числе и цифровых измерительных комплексов, на 9,2 млн грн и 21,1 млн грн. Оба тендера выиграло НПП "Энглер". Прокуратура утверждает, что чиновники ограничили доступ к торгам для поставщиков с другой продукцией, но данные ProZorro свидетельствуют, что в тендерах участвовали несколько ведущих игроков на рынке поставок этой продукции, которые работают как с Fourier, так и с Vernier, пишет Смолов.

"Иногда достаточно иметь одного знакомого следователя, чтобы запустить такой процесс. Чиновники МОН – это хорошо для статистики департамента защиты экономики, но вы понимаете, в процессе следствия можно выйти и на бизнес. А это уже или взятки, или минус компания на рынке. Большая компания – большая свободная ниша, которую быстро займут другие. И такие "услуги" стоят очень дорого", – цитирует он своего инсайдера в правоохранительных органах.

Журналист утверждает, что ему удалось достать "несколько документов, которые проливают свет на детали расследования этого дела", и из них следует, что производство открыли на основании показаний одного человека, которые он дал за несколько месяцев до проведения тендеров.