Родственники украинцев, которых должны были вернуть в рамках обмена с Россией, заранее знали о дате обмена. Об этом уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова сообщила в интервью LB.ua, которое было опубликовано 16 сентября.
"К сожалению, были разные манипуляции. Помню пятницу, 30 августа. Накануне я одну ночь летела в Москву, мы занимались подготовкой разных документов, вторую – возвращалась в Киев. И наконец-то решила отдохнуть. Среди ночи просыпаюсь и вижу много сообщений, звонков, публикации в СМИ и так далее", – сказала она.
Омбудсмен отметила, что "это было с целью сорвать процесс обмена".
"Нервы у всех были напряжены. Все понимали, к какой дате будут готовы документы и другие процессы, чтобы все это реализовать. Представьте, как родные переживали эти фейковые новости. Я им тогда всем написала: "Ждать дома". Но кто-то не смог развернуться на пути в Киев и вернуться домой. Я встречалась с ними в Киеве. Когда дата взаимного освобождения была согласована, я лично обзвонила членов семей всех 35 наших ребят. О дате возвращения попросила никому не рассказывать. Родные наших ребят никому не рассказали. Встреча состоялась", – отметила Денисова.
Ночью 30 августа главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов заявил, что самолет с освобожденными украинцами в рамках обмена удерживаемыми лицами рано утром должен прилететь в Киев. В соцсетях, ряде СМИ и Telegram-каналов также писали, что обмен уже происходит.
В Офисе президента Украины сообщили, что процесс обмена удерживаемыми лицами продолжается, информация о его завершении не соответствует действительности. Родственники политзаключенных и военнопленных моряков, которые с утра приехали в аэропорт Киев встречать родных, отправились домой.
7 сентября между Украиной и РФ состоялся обмен удерживаемыми лицами в формате "35 на 35". Среди украинцев, которые вернулись домой, – политзаключенные Олег Сенцов, Владимир Балух, Александр Кольченко, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клих, Павел Гриб, Евгений Панов, Артур Панов, Эдем Бекиров, Алексей Сизонович, а также захваченные Россией у Керченского пролива 24 моряка.