Отказ российских властей пустить к удерживаемому в РФ режиссеру Олегу Сенцову украинского омбудсмена наводит на подозрения, что объявившего голодовку политзаключенного начали принудительно кормить. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил правозащитник Иосиф Зисельс.
"Россия всегда так себя ведет. Они никого не боятся или делают вид. Тем самым копают себе яму. Долго, правда, еще копать, но тем не менее. Не пустить омбудсмена к узникам – это скандал. Я в свое время сам в тюрьме голодал – процессы знакомы. То, что творит российская власть, – это ужас. Но ничего, сколько веревочке ни виться – все равно конец будет. Они поставили в неудобное положение не украинского омбудсмена, а себя. Как можно не пускать омбудсмена? Это ведь ее работа. Другое дело – что российский омбудсмен, в отличие от украинского, не может проводить независимую политику, не такую, как власть. По правам человека есть много различных документов, но все они носят рекомендательный характер", – отметил Зисельс.
Он считает, что повлиять на позицию России относительно украинских политзаключенных могут только экономические санкции.
"Влиять на РФ можно только через санкции. По капле – чаша наполняется. Россия не должна расценивать каждый шаг как угрожающий. Поэтому эти шаги делаются постепенно. Но все вместе – это серьезный процесс, который рано или поздно приведет к большим проблемам в РФ. И другого пути, кроме санкций, я не вижу. Что касается голодовки Сенцова, тот тут все зависит от индивидуальных особенностей организма. Бывает, люди и по 50–60 дней голодают. Но срок более 30 дней – это серьезно. Может, Сенцова уже принудительно кормят через нос? Это наводит на подозрения – почему к нему не пускают омбудсмена. Значит, боятся утечки какой-то важной информации", – подчеркнул Зисельс.
Сенцов был приговорен в РФ к 20 годам лишения свободы 25 августа 2015 года. Российский суд признал его виновным в создании в Крыму террористического сообщества и руководстве им, покушении на приобретение взрывных устройств и незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов, двух террористических актах и подготовке еще одного теракта. Сенцов своей вины не признал.
14 мая 2018 года режиссер объявил бессрочную голодовку в колонии города Лабытнанги. Он потребовал освободить 64 украинских политзаключенных, но себя в список не включил.
9 июня президент Украины Петр Порошенко по телефону обсудил с президентом РФ Владимиром Путиным вопрос украинских политзаключенных. Лидеры договорились, что омбудсмены обеих стран в ближайшее время посетят заключенных граждан.
13 июня уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины Людмила Денисова отправилась в РФ. Омбудсмен отмечала, что планирует в первую очередь посетить удерживаемых там Олега Сенцова, Александра Кольченко, Станислава Клиха, Николая Карпюка, Романа Сущенко и Ресуля Велиляева.
Денисова уже пыталась попасть к Сенцову, Карпюку и Сущенко, но пока ее не пустили ни к одному политзаключенному.
18 июня российский омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что на встрече с Денисовой они договорились о создании "дорожной карты" посещений заключенных.