Несколько десятков контрактников из в/ч №22179 33-й отдельной мотострелковой бригады (Майкопская разведывательная бригада) сбежали с полигона в Ростовской области, поскольку испугались отправки в Украину. Против них возбуждены уголовные дела, им грозит до 10 лет лишения свободы за самовольное оставление частей и дезертирство.
"Газета.Ru" провела собственное расследование событий в части.
23-летний рядовой Анатолий Кудрин из Майкопской разведывательной бригады уже осужден за самовольное оставление места службы — он получил полгода колонии-поселения. Еще двое военнослужащих находятся под арестом, следствие по другим контрактникам, самовольно оставившим полигон, пока продолжается. По словам юристов, солдаты покинули полигон "Кадамовский" в Ростовской области, так как опасались отправки на войну в Донбасс.
Мать 20-летнего гранатометчика Ивана Шевкунова рассказала, что ее сын служил по контракту в Майкопской бригаде. В конце сентября его направили на полигон "Кадамовский" в Ростовской области, где он проходил службу в ужасных условиях. На солдата давили, чтобы он поехал воевать добровольцем в Украину. Он писал рапорты об увольнении, которые начальство игнорировало. Впоследствии против Шевкунова возбудили уголовное дело за дезертирство.
Похожая история у 27-летнего сержанта этой же части Павла Тынченко.
Несколько человек собрали на плацу в части и в присутствии караульных зачитали приказ о командировке
С учений, на которых пробыл почти два месяца, Тынченко вернулся в конце сентября, провел дома выходные и тут же был переброшен на полигон "Кадамовский".
"Предыдущие учения прошли в ужасных условиях, хотя сын уже служил по контракту и был готов к лишениям. Но то, что происходило в Ашулуке, ни в какие ворота не шло, — делится Валентина Тынченко. — Он подал рапорт об увольнении. Их, несколько человек, собрали на плацу в части и в присутствии караульных зачитали приказ о командировке, насильно посадили в грузовики и увезли в Ростовскую область", — рассказывает мать Павла Тынченко.
Сержант по телефону рассказывал матери, что с приграничной территории их несколько раз в тентованном грузовике отвозили в поля, где они охраняли боевой артиллерийский расчет. Там они находились от недели до десяти дней, спали на брошенных на землю одеялах. В Майкоп Тынченко вернулся с пневмонией. Официально на учебно-боевой подготовке в Ростовской области он пробыл месяц — с 15 октября по 14 ноября.
Заявление Павла Тимченко относительно своего ареста по обвинению в дезертирстве. Фото: Газета.Ru
"Ознакомившись с постановлением, пришел к выводу, что в постановлении не отражены мои показания в части "невыполнения приказа". Я не выполнял преступный приказ, так как не хотел идти против присяги, которую я принимал, и не хотел участвовать в боевых действиях на территории Украины. Прошу внести данное замечание в постановление суда", — написал Тынченко.
Судя по официальной статистике Майкопского гарнизонного суда, за первую половину 2015 года по статье 337 УК РФ ч. 4 ("Самовольное оставление части") вынесено 62 постановления. При этом за предыдущие пять лет — с 2010 по 2014 год — было вынесено почти в два раза меньше постановлений, всего 35.
О том, что происходило на полигоне, подробнее рассказывает находящийся под подпиской о невыезде 22-летний младший сержант Александр Ененко.
Агитаторы не на патриотизм давили, а обещали чуть ли не ветеранский статус сделать
"На "Кадамовский" прибыл 14 октября. Ребята на полигоне собирали "бычки". Они целыми днями бесполезно копали ямы и тут же закапывали. Поговаривали, что их хотят отправить в Украину, около недели ждали приказа, чтобы перейти границу, но в последний момент отменили".
Другой действующий военный, попросивший не называть его имени, говорит, что на полигоне неопознанные агитаторы призывали записываться добровольцами на войну.
"Приезжали агитаторы — без знаков различия, но с погонами от майорских и выше. Товарищам звонили другие контрактники, которые отговаривали: если что-то случится в Украине, спишут тебя задним числом или запишут в дезертиры, который сбежал и на мине случайно подорвался. Агитаторы не на патриотизм давили, а обещали чуть ли не ветеранский статус сделать и платить по 8 тыс. в день (около $140. — "ГОРДОН"). По факту, знаю от сослуживцев, на деньги "кидали", никто согласившимся ничего не платил".
Все опрошенные "Газетой.Ru" контрактники сходятся в одном: агитаторы были не из их части.