Бутусов отметил, что вооруженные силы Российской Федерации официально насчитывают более 1 млн военнослужащих, но это не значит, что все они готовы к вторжению в Украину.
На основе опыта войны в Украине в 2015-м Россия начала военную реформу. По официальным данным на 2018 год, в сухопутных и воздушно-десантных войсках 126 батальонных тактических групп (БТГр), укомплектованных контрактниками и находящихся в постоянной готовности к выполнению боевых задач.
Из 126 БТГр против Украины, по оценкам Бутусова, могут быть направлены в течение двух-трех месяцев до 90, остальные будут использованы для доукомплектования и развертывания резервных компонентов.
"Такое сосредоточение требует длительных и масштабных перевозок, которые пока не происходят. Это значит, что сценарий большой войны на столе, но решение еще не принято", – подчеркнул журналист.
Он отметил, что численность Вооруженных сил Украины можно оценить в 80 БТГр, причем Россия имеет значительное превосходство во многих видах вооружения и военной техники. В то же время у Украины есть преимущество в других важных компонентах – мотивации военнослужащих, которые защищают свою Родину, наличии большого обученного резерва с опытом боевых действий, активной поддержке гражданского общества, противотанковых управляемых ракетах "Стугна", "Корсар", Javelin, которые могут нанести критические потери российской бронетехнике.
"Российская армия не имеет многократного превосходства в силах для наземной войны. ВСУ вполне способны оказывать длительное и эффективное сопротивление в случае гарантий безопасности НАТО в воздухе и создания бесполетной зоны для российской авиации. У России нет сил для проведения широкомасштабных наступательных операций, она готовится к локальным боевым действиям в ограниченных районах", – уверен Бутусов.
Он напомнил, что в 2014-м году Россия уже готовила вторжение и оккупацию Украины, причем Кремль решил не использовать авиацию, флот, ракетные войска, которые обеспечивают большое превосходство над ВС Украины, и предпочел локальные боевые действия наземных сил, где основную нагрузку несли сухопутные войска, воздушно-десантные войска, спецназ, притворяющиеся местными "ополченцами".
Такая стратегия, подчеркнул Бутусов, приводила к значительным потерям, однако позволяла президенту РФ Владимиру Путину не брать на себя политическую ответственность за вторжение и не признавать войну с Украиной. Сейчас у Путина есть серьезная мотивация для силового решения проблемы Украины – ухудшение международного положения РФ, прекращение доступа к технологиям и финансам западного мира, подготовка к полной изоляции и разрыву отношений с Западом.
Но оккупировать всю Украину быстро, без большого сопротивления и больших потерь нельзя, считает эксперт, а в длительной войне шансы России будут шаткими, поскольку Украина, имеющая статус расширенного партнерства с НАТО, наверняка получит помощь Альянса в этой войне.
Поэтому в данный момент сценарий российского наступления Бутусов видит таким:
- Удар в Донецкой и Луганской областях для повышения безопасности оккупированной зоны. Расширение зоны оккупации, а при благоприятных условиях – взятие под полный контроль Донецкой и Луганской областей.
- Боевые действия носят кратковременный характер, чтобы не допустить вмешательства НАТО.
- Нанесение больших потерь соединениям ВСУ, информационно-психологический удар для подрыва морального духа политического руководства Украины, чтобы под угрозой потери власти вынудить на мир любой ценой ради снижения эскалации боевых действий.
"Для такого сценария в данный момент Россия прямо сейчас не готова, поскольку сосредоточение необходимых сил для решения такой задачи близ линии фронта не фиксируется нашей разведкой. Однако угроза в ближайшем будущем будет носить именно такой характер. Украина имеет возможности для противодействия такому сценарию в случае адекватной оценки обстановки военно-политическим руководством", – подытожил Бутусов.