"Мы уже давно выступаем за то, что если в ЕС не хватает боеприпасов или техники, то давайте купим их где-нибудь еще и отдадим Украине. Сейчас важно, чтобы Украина продолжала сражаться и чтобы Украина получила то, что ей нужно", – сказал Ринкевичс.
Он заявил, что главная задача для стран ЕС сейчас – не столько повышающиеся расходы на оборону, сколько необходимость найти источник для пополнения своих запасов и перевооружения своих сил обороны.
Уже ясно, что война в Украине продлится дольше, чем можно было предположить в ее начале, сказал Ринкевичс. Он подчеркнул, что нужно крайне серьезно отнестись к тому, как работает европейская оборонная промышленность, и наращивать ее возможности.
Президент Латвии также обеспокоен тем, что проблемы в ЕС могут повлиять на США, где помощь Украине также сталкивается с политическими трудностями. По его словам, во время разговоров с американцами чувствуется, что они считают недостаточной помощь Европы Украине, хотя если сложить военные и все другие программы, то Европа тратит больше, чем США.
Контекст
20 марта в Евросоюзе согласовали акт о поддержке производства боеприпасов (ASAP), а также договорились о совместных закупках боеприпасов. Для этого объединились 26 стран – членов ЕС и Норвегия. Страны будут производить и закупать боеприпасы как для пополнения своих запасов, так и для передачи Украине.
Евросоюз обязался передать Украине 1 млн боеприпасов до марта 2024 года. Это планировалось сделать за счет имеющихся запасов, путем заключения контрактов на совместные закупки и путем наращивания промышленных мощностей.
13 ноября верховный представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель признал, что ЕС не отказывается от своей цели поставить 1 млн снарядов Украине, но пока передал немногим более 300 тыс. боеприпасов. При этом он добавил, что это будет зависеть от производства боеприпасов на заводах.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в тот же день, говоря о причинах задержки передачи европейских боеприпасов, заявил о "жалком состоянии оборонной промышленности" ЕС. "Я считаю, что причиной этой проблемы является не отсутствие политической воли у ЕС поддерживать Украину, такая политическая воля есть. А, скажем так, жалкое состояние и оборонной промышленности, способной производить достаточное количество снарядов, и складов, и способности заключать внешние контракты".