Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко заявил в интервью "Тиждень.ua", что дело пограничника Сергея Колмогорова является опасным прецедентом.
"Это опасный прецедент. Речь не только о Колмогорове, много аналогичных дел и против военных. Это и генерал Назаров (Виктор Назаров, приговоренный к семи годам лишения свободы по делу о сбитом Ил-76. – "ГОРДОН"), и свежие примеры по другим генералам, офицерам и солдатам. Эти дела дезориентируют и командный состав, и каждого военнослужащего. Есть четкие алгоритмы, прописанные в уставах, по применению оружия. И когда военный делает это с соблюдением всех нормативных документов и требований уставов, а его за это судят, это не просто неправильно – даже преступно. Боец применил оружие – ему дают 13 лет лишения свободы, не применил – только семь. Возникает вопрос: что в этой ситуации делать?" – заявил Муженко.
По словам главы Гештаба ВСУ, "такие решения судов являются мощной диверсией против ВСУ и каждого военнослужащего".
"Особенно в нынешней ситуации в Украине, когда идет война и военные просто обязаны применять оружие для защиты своей жизни и жизни своих собратьев, для выполнения задачи защиты своей Родины. И здесь нет разницы: он пограничник или боец ВСУ, или Нацгвардии, или полиции. Ему предоставлено право применять оружие. Он его применяет, а затем в этом ищут какое-то нарушение закона. Поэтому и была такая агрессивная реакция общества", – продолжил Муженко.
Он считает, что в Украине нужно создать военные суды, сотрудники которых бы понимали специфику военной службы и условия выполнения боевых задач.
"Мы готовим бойцов на полигонах, в учебных центрах, чтобы они были психологически готовы применить оружие, чего нам очень не хватало в 2014-м. Именно тогда были известны случаи блокирования колонн, когда из-за спин мирных людей убивали наших военных. И сейчас, после почти четырех лет, нас хотят вернуть к той же ситуации. Эти действия требуют правовой квалификации", – заявил руководитель Генштаба.
Муженко добавил, что в Украине необходимо законодательство, не допускающее двойной трактовки. "Военнослужащий должен быть защищенным в правовом поле. Это однозначно… Эта ситуация создает впечатление, что военные не защищены в правовом поле. Кроме судов, возможно, уместно создание военной адвокатуры", – сказал глава Генштаба.
6 ноября Высший спецсуд по рассмотрению уголовных и гражданских дел отправил на пересмотр дело Колмогорова и освободил его из-под стражи. Инцидент, в связи с которым Колмогоров был осужден судом первой инстанции на 13 лет, произошел 9 сентября 2014 года в Мариуполе.
Пограничники открыли огонь на поражение по легковому автомобилю. Пассажирка погибла, а находившийся за рулем уроженец Донецка не пострадал. Позже он выехал в Россию. Огонь по автомобилю одновременно вели девять человек. Обвинение было предъявлено только Колмогорову. Впоследствии Апелляционный суд Донецкой области оставил приговор в силе.
Генпрокурор Юрий Луценко заявил 2 ноября, что доказательств сотрудничества с боевиками семейной пары, чей автомобиль расстрелял Колмогоров, не было. Глава ГПУ рассказал, что по словам водителя транспортного средства, он поехал в новоприобретенной машине с женой на море, чтобы "заняться любовью".
Сам Колмогоров утверждал, что сотрудники погранотряда не вели огонь на поражение.