В истории новой России есть только одна собственная дата: 21 августа 1991 года. Такое мнение высказал российский писатель Михаил Веллер в блоге "Эха Москвы".
"Жаждущий свободы народ сломал хребет совково-номенклатурному динозавру. Счастливые объятия. И горестное недоумение четверть века спустя: как же гады захватили власть и деньги?" – написал он.
По мнению писателя, в российской истории меняются только костюмы и декорации, а сценарий восстания-переворота всегда остается прежним. В 1991 году простые люди хотели рациональной работы, достойной зарплаты и свободы передвижения. А номенклатура и советская элита хотела стать реальными миллионерами и полновластными собственниками, хотя и поддерживала народ в его благородных устремлениях.
Веллер добавил, что "младореформаторы" абсолютизировали свободный рынок как икону и панацею от всех бед. И не поняли того, что "свободный рынок" существует только под охраной дееспособного государства, под зонтиком его неукоснительно исполняемых законов.
"Если ты идешь свергать (менять) власть – ты обязан иметь ясный, логичный, последовательный и реалистичный план переустройства государства. От начала и до конца. Учитывающий все основные моменты. Потом, по мере реализации, план всегда приходится корректировать. Но для начала его необходимо иметь.
Идиотизм русского "непредрешенчества": "Вот добьемся свободных и честных выборов в Учредительное собрание – там лучшие люди соберутся и тогда решат, как жить стране" – этот мягкомозглый идиотизм стоил белым проигрыша Гражданской войны со всеми последующими событиями. Если у тебя – лично у тебя – нет ясного плана действий и убежденности в их правильности и необходимости, ты не политик, а типичный околополитический краснобай. Если ты не готов брать на себя ответственность за исполнение своих планов – не лезь в политику, не загаживай людям мозги", – отметил Веллер.
Он добавил, что самые благие реформы всегда отдавят кому-то ноги, и нужно смотреть, "чтобы это были чьи надо ноги, а не вечных крайних, слабых и честных".
"Почему американцы сумели избежать наших бед, написав свою конституцию раз и навсегда? – Пятьсот лет политических традиций. Поголовно вооруженный народ. Жесткая протестантская этика работяг – и общение с Создателем напрямую, без посредников. И привычка отвечать за себя самому: пролетел – жаловаться не на кого, сумей себя защитить. А также представления о чести, совести, справедливости и счастье, на которое каждый имеет право.
Младореформаторы, в силу избирательной мозговой недоразвитости, попытались взять американскую экономическую теорию, забыв об американской государственности, идеологии и этике. То есть человеку купили белье и фрак – но забыли научить не жрать руками из общего блюда и не хватать прилюдно за выпуклости всех симпатичных баб. Получите вашу шоковую терапию", – пишет Веллер.
Он добавил, что в 1991 году народ, проживший в рабстве тысячу лет, доверился тем, кто собственной волей поставил себя над ним.
"Мы нарушили завет старой пословицы: не дай купить себя, парень, и не дай себя продать. Мы дали себя купить и дали себя продать. Мы нарушили куда более родной нам завет лагерный: не верь, не бойся, не проси. Мы поверили, мы стали просить, а потом стали бояться. Что бы ни случилось – никому нельзя верить, все надо делать самим и никого не винить, кроме себя. Где ты не нашел способ контролировать ситуацию – там тебе не на что рассчитывать", – подытожил писатель.
Российский историк и публицист Андрей Пионтковский считает, что оба противоборствовавших по время путча 1991 года клана шли на ту или иную версию номенклатурного капитализма, и поэтому он восторжествовал.