Свое заявление Аракчи сделал перед четвертым раундом переговоров с США, которые в этот день состоятся в Омане. Он рассказал, что уже проведены предварительные консультации в Тегеране и выразил надежду "достичь решающей точки в этом раунде".
В то же время глава иранского МИД подверг критике американских переговорщиков, высказывания которых во время переговоров и после них отличаются.
"К сожалению, мы слышим много противоречивых заявлений с другой стороны. Есть несоответствия как в их интервью, так и в позициях, которые они занимают. Их позиция во время переговоров отличается от того, что они выражают вне переговоров, и это одна из ключевых проблем в переговорном процессе. В отличие от другой стороны, Исламская Республика Иран имеет хорошо известные позиции, основанные на принципах. Мы двигаемся по прямому пути, и наши позиции вполне четкие", – отметил дипломат.
Он подчеркнул, что ядерная программа Ирана является мирной и не подлежит обсуждению.
"Ядерная программа Ирана построена на прочных правовых и законных началах. Все ее аспекты мирные, и она всегда была и будет оставаться под наблюдением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Это право иранского народа, которое не подлежит ни переговорам, ни компромиссу", – заявил Аракчи.
Контекст
5 февраля президент США Дональд Трамп заявил о желании подписать ядерное мирное соглашение с Ираном. По его словам, он хочет, чтобы Иран был "крупной и успешной страной", но без ядерного оружия. Трамп также назвал "очень преувеличенными" сообщения о том, что США и Израиль вместе работают над тем, чтобы "разнести Иран".
7 февраля верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что не будет вести переговоры с администрацией Трампа и будет решительно отвечать на угрозы в адрес Тегерана.
4 марта Bloomberg написало, что администрация Трампа обратилась к стране-агрессору России с просьбой быть посредником в общении с Ираном по таким вопросам, как ядерная программа, и нелегитимный президент РФ Владимир Путин на это согласился.
Трамп прислал несколько писем Хаменеи с "ядерными" предложениями и неоднократно угрожал Ирану военной силой в случае отказа. В частности, в письме Трампа от 12 марта он дал Тегерану два месяца на заключение соглашения, иначе ядерные объекты Ирана могут подвергнуться атакам со стороны Америки или Израиля. В конце марта Трамп пригрозил Ирану "невиданными ранее бомбежками".
Президент Ирана Масуд Пезешкиан в марте заявлял, что Трамп может "делать что угодно". В апреле Иран привел в боевую готовность ракеты для потенциального удара по позициям, связанным с США, а позже – и свои войска.
Первый раунд "ядерных" переговоров сторон состоялся 12 апреля в столице Омана Маскате, второй – 19 апреля в Риме (Италия). Стороны сидели в отдельных комнатах, а их позиции излагали оманские посредники. На третьем раунде переговоров 26 апреля в Омане стороны впервые обсудили реальные ограничения, которые от Тегерана требует Вашингтон.
9 мая в интервью Breitbart News спецпредставитель Трампа по Ближнему Востоку, Украине и России Стив Виткофф заявил, что Иран согласился отказаться от разработки ядерного оружия.