По словам Борреля, ситуация с атакой Ирана на Израиль, во время которой западные союзники помогли сбить ракеты и дроны, не дав им пересечь границу Израиля, и ситуация с российскими атаками в Украине – это "две разные вещи, которые нельзя сравнить".
Он напомнил, что в Израиле есть многоуровневая система защиты воздушного пространства "Железный купол" и для развертывания в Европе ее аналога понадобилось бы много времени и финансовых ресурсов, которых нет.
"Во-вторых, во время иранской атаки ракеты пролетали над военно-воздушными базами, которые принадлежат Франции, США и Иордании. И они также защищали свои базы. В Украине этого нет. Там нет военно-воздушных баз, принадлежащих США, Великобритании или Иордании", – добавил топ-дипломат ЕС.
В то же время он подчеркнул, что считает необходимым для Евросоюза укреплять способности украинской ПВО.
"В понедельник [22 апреля], когда будут встречаться министры обороны стран ЕС, надеюсь, что у нас будут достаточно конкретные обязательства в этом направлении", – сказал Боррель.
Контекст
Поздним вечером 13 апреля Иран запустил в сторону Израиля, по данным ЦАХАЛ, свыше 300 дронов и ракет. Приблизительно 99% целей сбили. В отражении атаки непосредственно участвовали США, Великобритания, Франция и, вероятно, Иордания.
В ЦАХАЛ заявили, что из примерно 170 запущенных Ираном БПЛА ни один не пересек границу Израиля. Их перехватили истребители и система ПВО Израиля, а также ПВО и авиация стран-союзников. Также израильской границы не пересекла ни одна из более 30 выпущенных Ираном крылатых ракет. Были перехвачены и почти 120 баллистических ракет, лишь несколько зашли в воздушное пространство Израиля и упали на авиабазу, нанеся незначительный ущерб инфраструктуре.
Президент Украины Владимир Зеленский 15 апреля выразил убеждение, что партнеры могли бы защитить Украину так же, как Израиль, не являющийся страной – членом НАТО.
Однако высокопоставленные чиновники Великобритании и США заявили, что не будут помогать Украине сбивать дроны и ракеты, как в случае с Израилем, из-за необходимости "избежать эскалации в Европе" и потому, что "речь идет о разных конфликтах, другом воздушном пространстве, разных картинах угроз".