Российский журналист Аркадий Бабченко, который выехал из России в Прагу, в интервью "Открытой России" пояснил, что сделал это из опасения, что его арестуют.
"У меня появилась информация, что в данный момент "товарищи" решают, что со мной делать: либо заводить уголовное дело и сажать, или все же махнуть рукой, мол, "пускай он в своем фейсбучеке и дальше пишет". Я, как человек культурный, не стал ставить людей перед муками выбора, не стал ждать, что они там придумают и решил превентивно, на время, уехать в Прагу. Пока побуду здесь. Надеюсь, что это временно", – рассказал он.
Журналист уточнил, что не знает конкретики по поводу уголовного дела, однако это может быть 282-я статья "возбуждение ненависти", или обвинение в экстремизме.
"По нашему нынешнему российскому законодательству и нынешнему правоприменению, я написал текстов на несколько статей — можно припахать и 282-ю, и "экстремизм", и тому подобное", – отметил он.
При этом Бабченко подчеркнул, что не будет возвращаться в Россию в случае, если уголовное дело все-таки заведут.
"Чем раньше ясность наступит, тем, конечно, лучше. Но если дело все же заведут, я не вернусь. В тюрьму я садиться не собираюсь, мне армейского опыта в жизни хватило", – заявил он.
По словам журналиста, выехать в Прагу у него получилось благодаря институту CEELI, который имеет программу по вывозу людей, которым угрожает опасность. А улетал за границу он "абсолютно обычно", просто сев на самолет в Шереметьево.
"Раньше, как я понимаю, у меня все же стоял в их базах данных "сторожок", и меня минут 15 всегда проверяли на границе, куда-то звонили, вызывали каких-то фээсбешников. Потом "сторожок" сняли и я вылетал без проблем. А в этот раз опять проверка заняла чуть больше времени, но все же улететь удалось", – рассказал он.
Бабченко добавил, что после отлета ему начали приходить "какие-то липовые штрафы" от госавтоинспекции.
"Вполне допускаю, что это такая запоздалая мера по перекрытию мне выезда... Хотя, с другой стороны, нужно помнить, что сейчас ведь новый тренд сформировался. Власти не хотят устраивать массовых репрессий с множеством реальных посадок, чтобы было много воплей в мире и "про нас опять сказали по "Би-би-си". Они стараются выдавливать всех инакомыслящих. Либо намеками дают понять, что лучше уехать, либо прямо говорят, что лучше уехать. Но, конечно, если ты с пятого раза не понимаешь, тебя в конце концов посадят", – отметил он.
По мнению журналиста, история с выездом из России акциониста Петра Павленского "с вероятностью 50/50" могла иметь целью выдавить его из страны.
"Они уголовные дела такой направленности вообще любят — чтобы человек уж точно уехал и не возвращался. Недавно журналисту Александру Сотнику тоже говорили, что ему лучше уехать, и он уезжал в Грузию — сейчас, правда, вернулся. Властям просто нужно, чтобы все, кто им не нравится, покинули страну, их это устроит", – подытожил он.
После крушения самолета Ту-154, в России начали собирать подписи за лишение гражданства Бабченко, который не испытывал сочувствия по поводу гибели российских военных и журналистов. Журналист был в числе подписавших петицию.
Издание Life опубликовало заметку, что Бабченко якобы ищут приставы за неоплаченный проезд. Журналист отметил, что его травят, чтобы другие боялись писать в Facebook, опасаясь последствий.