Бацман привела пример Германии.
"До последнего Меркель рассказывала, что "Северный поток – 2" – это не политика, а просто экономика. Когда Украина уже была на пороге широкомасштабного вторжения, вы помните, как Меркель отстаивала свою позицию?" – спросила украинская журналистка.
Белтон согласилась, что "это было ужасно".
"Мы все сидели на газовой и нефтяной игле. Наверное, Путин думал, что этого будет достаточно, чтобы у Запада не было цели ему противостоять, если он начнет в Украине. Но по крайней мере сначала он оказался неправ", – указала она.
Бацман попросила собеседницу привести примеры, когда Путин и Россия "действовали с точки зрения подкупа президентов, премьер-министров, ведущих политических деятелей, топ-блогеров, топ-спикеров, деятелей культуры по всему миру" в нефтяной и газовой сферах.
Журналистка ответила, что по ее мнению, "первым плацдармом для испытаний [таких методов] была Украина".
"Когда они [РФ] создали схему с "РосУкрЭнерго" и вынудили президента [Украины Виктора] Ющенко согласиться на торговлю газом через "РосУкрЭнерго", который был очень туманно структурирован. Очень большая часть прибыли могла идти на подкуп Ющенко и его окружения. Это была явная попытка очернить руководство Украины", – заявила Белтон.
Она рассказала, что знает по крайней мере один случай, когда благодаря усилиям итальянского парламента подобная сделка была сорвана.
"Они [в парламенте] поняли, что создается туманная структура для продажи газа в Италии. И там была часть компании, которая принадлежала структуре [украинского бизнесмена Дмитрия] Фирташа, и часть компании принадлежала ближайшему другу [итальянского бизнесмена и политика Сильвио] Берлускони. И парламентарии Италии сказали: "Стоп". Эта попытка была приостановлена. Но есть случаи других компаний, где никто не копал и где тоже очень туманные структуры владения. [...] Мы на Западе закрыли глаза на то, как [многие у нас] хотели разбогатеть и покупать российский газ", – пояснила журналистка.
По словам Белтон, теневые схемы в РФ, когда приближенные к Кремлю бизнесмены могли получить лицензии, чтобы торговать с Западом нефтью и другими ресурсами, начали формироваться в 80-х и 90-х годах.
"И очень часто это было через компании, так или иначе связанные с комитетчиками (сотрудниками КГБ, а впоследствии ФСБ РФ. – "ГОРДОН"), потому что они вели международную торговлю. И они финансировали деятельность по подрыву демократий в других странах", – указала журналистка.
Она добавила, что связанные с "комитетчиками" бизнесы искали сферы, где они могли получать большую прибыль и использовать их "на коррумпирование чиновников и на другую подрывную деятельность".
По убеждению Белтон, Путин распространил эту схему по всей России, как только стал президентом, и "поставил друзей-комитетчиков" управлять всеми стратегическими потоками денег, а потом начал делать то же самое по всему миру.
"Очень много офшорных схем, очень сложно следить, куда все деньги идут. И это дало возможность Путину ослабить и подкупить Запад… Он хотел сначала иметь достаточно власти внутри страны, чтобы купить любого человека, любые местные выборы, поскольку он сидит на "черной" кассе и может все контролировать. [Потом] он смог расширить эту практику на международной арене", – заявила она.
Журналистка подчеркнула, что необходимость действовать в интересах Путина коснулась не только компаний, где "сидят его собственные люди", – это стало общей практикой для всех российских миллиардеров, которые "должны были выполнять команды Кремля", чтобы не лишиться бизнесов. Этого, по словам Белтон, не понимали на Западе.
"Мы думали, что российские миллиардеры действуют так, как и наши. Что их подталкивают только собственные амбиции, что они не выполняют команды Кремля", – резюмировала она.