Российский оппозиционер Михаил Ходорковский заявил в интервью "Настоящему времени", что воспринимал тюрьму как плен.
"Я себе сказал, когда я зашел в тюрьму, что попал в плен к врагам. Враги. В плену. Бывает. Надо держаться. Если есть возможность из плена нанести врагу удар – значит, надо наносить удар. Все. Для меня это было очень просто. Есть я и есть враги", – отметил он.
Ходорковский добавил, что не мог себе позволить признать вину, так как за ним "стояли сотни людей, если не сказать "тысячи".
"Если бы я признал вину, даже пускай самым формальным образом, они бы попали под каток этой машины. Понятно, в отношении меня вопрос решается в Кремле, но все остальные-то – их судьба зависит от лейтенантов и капитанов, а лейтенанты и капитаны не будут вдаваться в какие-то эмпиреи. Вот есть признание руководителя вашей организации, что вы были в преступной организации. Все, пожалуйста, получите свои 5–10 лет и распишитесь", – заявил оппозиционер.
Он добавил, что не мог себе позволить подставить людей.
"И только перед Олимпиадой (в Сочи. – "ГОРДОН") в результате этого многостороннего размена, когда был снят вопрос о признании вины, это привело к возможности освобождения", – сказал Ходорковский.
Оппозиционер добавил, что в тюрьме тяжелее всего было не видеться с семьей.
"Я же из 10 лет мог с ними вот так видеться, как у нас это разрешено в лагерях, только четыре года, все остальное время я находился в следственных изоляторах и на совершенно других условиях содержания. Это было очень тяжело", – рассказал он.
Ходорковский был осужден в 2005 году по делу о хищениях и уклонении от налогов компанией ЮКОС, которую он возглавлял, а позже – и по делу о легализации денежных средств, полученных преступным путем. 20 декабря 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ о его помиловании. В тот же день Ходорковский был освобожден и улетел в Германию.
Сейчас предприниматель живет за границей, он занялся общественной деятельностью.