Следственный комитет РФ трижды допрашивал главу российской компании "Роснефть" Игоря Сечина по делу бывшего министра Алексея Улюкаева. Об этом сообщила "Русская служба BBC", в распоряжении которой оказались протоколы допроса главы "Роснефти".
Сечина допрашивали утром 15 ноября 2016 года в служебном автомобиле, а также в одном из кабинетов "Роснефти" на Софийской набережной 17 января и 31 мая 2017 года.
На первом допросе Сечин рассказал, что Улюкаев потребовал от него взятку "в октябре–ноябре 2016 года". Во время второго допроса уточнил, что 15 октября на саммите в Гоа министр в здании отеля в ходе беседы начал обсуждать приватизацию "Башнефти". На тот момент сделка уже была одобрена правительством, и, по словам Сечина, Улюкаев попросил "каким-либо образом отблагодарить его за положительное решение", выплатив "премию".
По словам главы "Роснефти", он спросил, как понимать эту просьбу. На что Улюкаев "жестом в виде двух пальцев показал размер требуемого им вознаграждения", уточнив устно, что хочет получить $2 млн.
В протоколе допроса Сечина говорится, что его разговор с Улюкаевым видели сотрудники службы безопасности "Роснефти", но не слышал больше никто. Улюкаев факт подобного разговора отрицает, а допрошенные в суде свидетели их беседы сообщили, что подобных жестов не видели.
Также Сечин сообщил, что после возвращения с Гоа рассказал о требовании Улюкаева руководителю службы безопасности "Роснефти" Олегу Феоктистову, после чего они вместе обратились в ФСБ. Феоктистов и Сечин согласились участвовать в операции, в ходе которой Улюкаев был задержан.
Как отмечает издание, ряд заявлений Сечина во время допроса противоречит материалам прослушки телефона Сечина, озвученным в суде. В частности, глава "Роснефти" утверждал, что инициатором их встречи в день ареста Улюкаева был экс-министр, а по факту это Сечин попросил того подъехать к нему в офис.
В ходе допроса Сечин заявил, что $2 млн обработали спецраствором и положили в сумку, запирающуюся на ключ. Ключ от сумки положили в конверт "с целью исключения преждевременного контакта каких-либо лиц за исключением взяткополучателя".
Он рассказал, что во время короткого разговора сообщил Улюкаеву, что "объем собрали", таким образом "обозначая взятку". По его словам, Улюкаев "удивления относительно получения" тяжелой сумки с деньгами не высказал, что говорит о его "полной осведомленности о цели визита в "Роснефть" и содержимом сумки".
15 ноября 2016 года в Следкоме РФ заявили о задержании Улюкаева. По данным российских следователей, чиновник получил от Сечина $2 млн за предоставление положительной оценки, позволившей "Роснефти" купить государственный пакет акций "Башнефти".
Улюкаев отказался признать вину. В ходе судебного заседания он заявил о провокации взятки со стороны ФСБ.
В суде обнародовали расшифровку разговора Сечина и Улюкаева. Из контекста беседы следует, что Сечин на прощание передал гостю корзинку с колбасой. Улюкаев в суде утверждал, что глава "Роснефти" дал ему также пакет с вином. Сечин назвал оглашение в суде содержания его разговора с Улюкаевым "профессиональным кретинизмом".
8 ноября 2017 года суд впервые вызвал Сечина на допрос. Ожидалось, что глава "Роснефти" придет на заседание 13 ноября, но он не явился. Сечин не пришел также на заседания 15-го и 22 ноября.
Он заявил, что придет в суд, когда удастся "согласовать графики".