В окружении президента России Владимира Путина борются две конкурирующие силы – партия "гибридной капитуляции" и "партия третьей войны", и обе партии недовольны первым лицом, пишет в статье для сайта "Радио Свобода" российский политолог и публицист Андрей Пионтковский.
С первыми двумя войнами – украинской и сирийской – в Кремле не знают, что делать, считает автор. Кроме того, серьезным внешнеполитическим поражением России стало изменение риторики президента США Дональда Трампа, который перестал при каждом удобном случае хвалить Путина, добавил он.
"За триумфалистскую речь 18 марта 2014 года Путину, "хорошему Гитлеру", придется так или иначе отвечать. Нельзя открывать могилы таких мертвецов: романтическая перезагрузка системообразующего мифа была хороша для Кремля, потому что автоматически подразумевала наличие внешних врагов и национал-предателей, а значит, легко и навсегда объясняла и наступающую обвальную деградацию экономики, и необходимость суровой зачистки несогласных. Собственно, никакой другой повестки дня, скрепляющей его власть, Путин уже давно не в состоянии сформулировать", – полагает Пионтковский.
Однако концепция Путина требовала динамики, непрерывно расширяющегося "Русского мира"; статика, любой намек на отступление перед внешним врагом смертельны для нее, убежден автор.
"По своей ментальности преуспевшего дельца президент России гораздо ближе партии гибридной капитуляции, и от Хиллари Клинтон ему удалось бы получить сравнительно приличный ее вариант с де-факто сохранением "крымнаш" и отменой наиболее болезненных санкций. Но логика 18 марта требовала большего, а соблазн захвата Белого дома был так велик! А теперь обложенный флиннами и манафортами Трамп наверняка займет, подчиняясь воле Конгресса и спасая свое президентство, гораздо более жесткую позицию", – предполагает публицист.
По мнению Пионтковского, в целях сохранения власти Путин вынужден считаться с кремлевской партией войны, которая "каждый вечер набухает безумием на всех федеральных каналах".
"Этот развертывающийся на наших глазах феномен – первый в истории авторитарных режимов не военный, а телевизионный государственный переворот. Не Кремль уже определяет повестку дня телевидения, а телевидение – повестку дня Кремля. Единственный способ для Путина удержать на некоторое время власть – самому возглавить этот медийный переворот", – отметил публицист.