Во время руководства Соединенными Штатами президентом Бараком Обамой "перезагрузка" американо-российских отношений провалилась, а Россия добилась геополитического успеха. Таким мнением в колонке для Reuters поделился британский журналист, редактор Financial Times, основатель FT Magazine, старший научный сотрудник Института Reuters при Оксфордском университете Джон Ллойд.
Он считает Обаму новичком в вопросах международных отношений, который пришел к власти в Америке в тот момент, когда внешняя политика страны представляла собой "сферу состязания" между разными функционерами и у которого не было четкого представления о том, что делать с диктаторами. По мнению Ллойда, американский президент неохотно втягивался в конфликты за рубежом.
Как пример журналист привел ситуацию с президентом Сирии Башаром Асадом, который, использовав химическое оружие, перешел "красную линию", установленную Обамой. Несмотря на это, пишет Ллойд, президент США не направил в Сирию американских солдат.
По его мнению, подход Обамы к внешней политике не мог не порадовать Кремль. Президента России Владимира Путина журналист называет "заядлым сторонником школы реальной политики", полагающим, что национальные интересы должны быть "путеводной звездой" политиков, а соображения гуманности (например, защита угнетенных) – вопрос второстепенный.
Ллойд уверен, что участие России в сирийском конфликте – "это о национальных интересах", поскольку провал Асада, "ближайшего союзника Москвы на Ближнем Востоке", сильно ударит по имиджу России и по планам укрепить свою базу снабжения в порту сирийского города Тартус.
Редактор FT считает, что Россия всегда была в Сирии "проасадовской силой, а не борцом с джихадистскими группами" (как она это утверждает). По его мнению, иллюзии по этому поводу должны были развеять российские авиационные бомбардировки сирийского города Алеппо.
Он отметил, что логика России проста: "Асад, возможно, тиран, мучитель и убийца собственных граждан, но он "наш" тиран".
По его словам, Россия считает, что поддержка Асада выгоднее для всех, поскольку это менее кровопролитно, чем затяжная война и разрушение государства.
Он заявил, что трем странам-лидерам – России, США и Китаю – нужно научиться сотрудничать и "постараться спасти этот мир" – в частности, сохранить экологию, помочь миллионам мигрантов и беженцев, найти способ "накормить" миллиарды граждан, справиться с грядущей технологической революцией, которая, как считает Ллойд, обернется "скачком" безработицы, сотрудничать ради мира на Ближнем Востоке и пытаться сократить ядерные арсеналы.
Ллойд считает, что Китай и США могут заняться указанными проблемами, однако Россия вряд ли присоединится к этому процессу, хотя для Москвы это единственный возможный способ стать по-настоящему великой.
Военный конфликт в Сирии продолжается с 2011 года. В боевых действиях участвуют правительственные войска, оппозиционеры, радикальные исламисты, курды и другие силы. Значительную часть Сирии контролируют боевики ИГИЛ. В сентябре 2014 года операцию против них начала коалиция во главе с США. В сентябре 2015 года к конфликту в Сирии присоединилась Россия
Самый большой город Сирии – Алеппо – с июля 2012 года частично контролируется вооруженной оппозицией. После провала сентябрьской попытки установить перемирие ситуация в Алеппо ухудшилась, город подвергается массированным атакам правительственных войск и их российских союзников.
С 20 октября в Алеппо объявили гуманитарную паузу. В тот же день президент РФ Владимир Путин говорил, что РФ готова продлить гуманитарную паузу в Алеппо, "насколько это будет возможно". При этом, по утверждению МИД России, часть повстанцев отказалась покидать город и запрещала уходить мирным жителям. Сирийские правозащитники сообщили, что авиаудары со стороны российских и сирийских военно-воздушных сил возобновились 22 октября.