Российское сообщество людей, живущих с ВИЧ, направило в комитет ООН против пыток доклад, в котором говорится об отказе больным в российских тюрьмах в доступе к антиретровирусной терапии (АРВТ) и тестированию на иммунный статус и вирусную нагрузку. Об этом пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на документ.
В докладе говорится, что с отказом в лечении сталкиваются в основном люди, находящиеся под стражей, или те, у кого нет постоянной регистрации в определенном городе. Авторы обращения отмечают, что отказы базируются на "дискриминационных основаниях" и приводят к "боли и страданиям людей, живущих с ВИЧ".
По мнению авторов доклада, отказ в лечении и тестировании на ВИЧ в местах лишения свободы попадает под определение ст. 1 и ст. 16 Конвенции против пыток. В них говорится, что "государственные должностные лица или иные лица, выступающие в официальном качестве", не могут причинять боль и страдания по любой причине, основанной на дискриминации.
В частности, НКО "Зона права" зафиксировала случай, когда в 2012 году мужчина в СИЗО №6 УФСИН по Московской области испытывал "значительную боль" из-за того, что ему в течение семи месяцев отказывали в доступе к АРВТ. Аналогичный случай произошел в апреле-декабре 2015 года.
Авторы доклада отмечают, что прекращение лечения или его приостановка могут привести к тому, что заболевание начнет прогрессировать, а также может вызвать туберкулез, рак, пневмоцистную пневмонию или токсоплазмоз. Они подчеркивают, что согласно данным Федеральной службы исполнения наказаний, более 25% смертей в тюрьмах происходят из-за ВИЧ.
В документе также говорится, что в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 122 УК (заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией).
В России было зарегистрировано в 2016 году 86 855 диагнозов "ВИЧ-инфекция", а в 2017-м – 85 802. В Москве за 2017 год зафиксировали на 20,4% больше случаев инфицирования ВИЧ, чем в 2016-м.
64-я сессия Комитета ООН против пыток пройдет в Женеве 23 июля — 10 августа. На сессии ряд стран, в том числе Россия, должны будут ответить на вопросы по ранее представленным национальным докладам о том, как они выполняют статьи Конвенции против пыток.