В Ростовской области России, которая стала тылом и базой обеспечения пророссийских боевиков на Донбассе, начиная с 2014 года растет преступность. Об этом пишет "Новая газета".
В 2013 году Ростовская область занимала 14-е место по уровню преступности в РФ, в 2014-м и 2015 годах поднялась на девятое, в 2016 году – на восьмое и к 2017 году вышла на шестое место. За первое полугодие 2017 года число особо тяжких преступлений выросло в Ростовской области на 66,2%.
Один из высокопоставленных силовиков региона, недавно вышедший в отставку, на условиях анонимности рассказал, что в ростовской полиции обрадовались началу событий на Донбассе, а затем поняли, чем это грозит их региону.
"У нас оборвалась связь с нашими коллегами из луганских и донецких городов. Связь эта была исторической, мы дружили через границу, поверх федеральных начальников... Отловить преступников, укрывающихся на той стороне границы или, наоборот, перевезти их, разыскать кого-то, навести справки и прочее взаимодействие – все было налажено. Но с началом брожений в Донецке и Луганске очень быстро вся связь была утеряна", – рассказал он.
Собеседник издания отметил, что его коллеги пытались наладить отношения с силовиками на оккупированной территории, где "царит право сильного".
"Ребята стали жаловаться на беспредел местных вооруженных группировок. Вот они рассказывают: вызов на квартиру в Донецке, ограбление, выезжает наряд, а на месте уже бойцы так называемого батальона "Оплот". На полу расстрелянные ими подозреваемые, валяются вещи. Ополченцы забирают "в пользу республики" из квартиры все ценное и бросают милиции: "Ситуацию разрешили по законам военного времени. Ну а вы тут приберитесь, оформите", – заявил он.
Собеседник издания рассказал, что после неформальной встречи с "полицейскими ДНР" россиян вызвали на беседу в ФСБ и "раскатали – мама не горюй". Им приказали "не лезть больше туда и забыть вообще дорогу", потому что полицейские влезли в зону ответственности и интересов ФСБ. Он добавил, что проект по созданию "ДНР" и "ЛНР" экономически очень невыгоден РФ. А металлы и уголь с Донбасса, который якобы покупает Россия для себя, она под "крышей" ФСБ перепродает Украине.
"Мы наблюдали за происходящим и разгребали последствия. Например, как только там начались военные действия, то моментально оттуда к нам пошел поток криминала и местных проституток. Прежних воров теснили новые, пошел передел, и никто со старой гвардией не церемонился: мошенники, наркоторговцы, воры спасались, ринувшись в Ростовскую область. Проститутки бежали следом – но чисто по экономическим причинам", – пояснил он.
Бывший силовик добавил, что Ростовская область рассматривалась среди бежавших от войны преступников только как перевалочный пункт и они двинулись дальше, в центр России.
"В последние пару лет сверху идет установка, чтобы осложнить активным участникам событий возвращение в Россию. А последний год, перед футбольным чемпионатом, это стало особенно заметно. Многих идейных, заметных граждан, и особенно тех, у кого были когда-либо проблемы с государством, "фейсы" просто разворачивали обратно в "ДНР" и "ЛНР", – рассказал он.
Собеседник издания добавил, что был случай, когда казаки на угнанной машине переехали через границу и протаранили шлагбаум на российском КПП. Российские пограничники смогли остановить машину только после длительной погони, открыв огонь на поражение.
"В последние пару лет стало поспокойнее, порядок вроде навели, но люди бегут оттуда, жалуясь на нищету, бесперспективность, что все обесценилось. На наших гражданах это тоже отражается, причем довольно забавно. Например, многие ростовчане поначалу клюнули на дешевизну имущества у соседей. Рванули в Донецке скупать за бесценок квартиры в надежде заработать в будущем, когда война кончится. Скажем, в 2015 году 3-комнатную квартиру в центре с ремонтом можно было купить за $20–25 тыс. А сейчас, если повезет, ее можно продать только за 10", – подытожил он.
Вооруженный конфликт в Донецкой и Луганской областях между украинской армией и пророссийскими боевиками начался в апреле 2014 года. С этого времени правительственные силы проводили на Донбассе антитеррористическую операцию. 30 апреля 2018 года АТО официально завершилась, вместо нее началась операция Объединенных сил.