Утром в Узбекистане открылись все 10 758 участков для голосования, еще 55 участковых комиссий действуют за рубежом, где проживает свыше 307 тыс. граждан. По данным ЦИК, 611 тыс. граждан уже проголосовали досрочно. Всего в едином электронном списке избирателей на голосование зарегистрировано 19,7 млн человек.
Поправки в конституцию вносят ряд новых положений во все разделы главного закона страны, они также предусматривают введение 27 новых статей.
Среди них – изменение статуса государства. В действующей редакции основного закона Узбекистан обозначен как "суверенная демократическая республика", поправки предполагают дополнение: "правовое, социальное и светское государство".
Согласно поправкам, срок полномочий президента Узбекистана планируют увеличить с пяти до семи лет. Таким образом, Мирзиеев сможет обнулить президентские сроки. Поправки позволят доработать ему второй пятилетний срок (еще три года) и продолжить править страной последующие два срока. При этом одно лицо по-прежнему не сможет занимать этот пост более двух сроков подряд.
Директор лондонского аналитического центра Central Asia Due Diligence Алишер Ильхамов в интервью "Радио Азаттык" сказал, что смысл поправок – исключительно в обеспечении квазиправовых условий для того, чтобы Мирзиеев пошел на новые выборы и был избран фактически на следующие два срока.
"Это главный мотив, поскольку каких-то оснований для принятия новой конституции я не вижу. Проблема в Узбекистане заключалась не в том, что в конституции есть какие-то изъяны, а в том, что она часто не соблюдалась, особенно по вопросам прав человека, верховенства закона", – сказал он.
По словам Ильхамова, в предложенном варианте конституции парламент также лишается полномочий утверждать ключевые должности в госаппарате – премьер-министра, членов кабинета министров, генерального прокурора, председателя службы госбезопасности.
"В нынешней конституции президент представляет, а парламент утверждает. На практике это носило чисто формальный характер, поскольку парламент был и остается карманным, оппозиция туда не допускается. Если спускаются указания от президента, то они беспрекословно выполняются. Но все-таки было формальное право утверждать", – добавил он.