Когда СССР испускал дух, первый в советской истории референдум прошел именно в Крыму. Это случилось на два месяца раньше знаменитого всесоюзного референдума 17 марта 1992 года, на котором выяснялось, поддерживает ли народ сохранение обновленного Союза в составе суверенных республик. Итак, в том же году, но еще 20 января, крымчане определились со статусом своего региона. 93% граждан высказались за восстановление на полуострове автономии, которая была упразднена в 1946 году (когда Крым стал просто областью РСФСР). Сейчас крымский парламент назначил новый референдум, вопрос которого – государственная самостоятельность АРК и вхождение ее в состав Украины на договорной основе. Проведению этого референдума, запланированного на 30 марта, препятствует центр.
Смена власти в Крыму
Март–апрель 1918 Советская Социалистическая Республика Тавриды в составе РСФСР
апрель 1918–апрель 1919 Германская оккупация. УНР. 1-е и 2-е автономные Крымские правительства
апрель–июнь 1919 Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР
1 июля 1919–12 ноября 1920 Деникин и Врангель
18 октября 1921 Образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР
1941—1944 Оккупация нацистской Германией
25 июня 1946 Упразднение автономии, образование Крымской области
29 октября 1948 Севастополь стал городом республиканского подчинения.
26 апреля 1954 Крымская область передана УССР
12 февраля 1991 Восстановлена Крымская АССР как субъект СССР
4 сентября 1991 Республика Крым в составе Украины
5 мая 1992 Провозглашено суверенное государство Республика Крым
4 февраля 1994 Избран первый и единственный до сих пор президент Крыма: Юрий Мешков
21 сентября 1994 ВР Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым
17 марта 1995 Отменена должность президента Республики Крым
21 октября 1998 Принята Конституция АРК.
ВЫГОДНЕЕ – С УКРАИНОЙ
Парадокс заключен в том, что против автономного статуса Крыма поочередно выступают то русские, то украинские националисты. Митинги, демонстрации, шествия то с украинскими, то с российскими государственными флагами продолжаются с самого провозглашения АРК. Одни хотят присоединения Крыма к России, другие – отмены автономии и вхождения полуострова в состав Украины на правах рядовой области.
Не говоря сейчас о проявленных радикальных настроениях (они не выражают позиции большинства населения, изо всех сил занятого добыванием хлеба насущного и желающего одного – спокойствия и комфорта), нужно заметить следующее. Русскоязычные, которые глядят из Крыма в сторону России, в большинстве своем придают этим взорам не территориально-политический смысл, а – культурно-социальный. Точно так же смотрят на юг, в сторону Турции, те жители полуострова, которые говорят на крымско-татарском: все дело – в приверженности той или иной культуре, и не более. Те, как и другие, ни о каком отделении не помышляют: они просто хотят жить привычным укладом. Но нужна ли для этого автономия? И, с другой стороны, насколько выиграет Украина, если Крым войдет в ее состав на основаниях, общих для остальных регионов?
Исследование 504 параметров в 28 факторах дало понять, что Крыму выгоднее быть с Украиной
Подготовкой крымского референдума 1992 года занимался обком КПСС во главе с первым секретарем Николаем Багировым. Позже, уйдя из политики, он написал книгу "Крым: время надежд и тревог". Говоря в ней о причинах необходимости перехода к статусу автономии, Багиров называет, во-первых, растущую роль украинского национализма в стране и связанные с этим опасения русскоязычных жителей Крыма. Во-вторых, усиление национального движения крымских татар, о чьих лидерах бывший глава обкома компартии отозвался весьма уважительно.
Но, кроме самосознания, существуют деньги. Николай Багиров вспоминает об исследовании, которым занималась группа экономистов: "Для анализа были взяты в динамике 504 показателя, интегрированные в 28 факторов, разбитых на 4 группы по степени важности. Это исследование показало, что Крыму выгоднее быть с Украиной".
Между Украиной и Россией. Проблема выбора
Генерал Матвей Сулькевич, также носивший имена Сулейман и Мамеб-бек. Из польско-литовско-татарского рода. В 1920 году был командующим азербайджанской армией. Расстрелян ВЧК Фото: Wikipedia
Впервые Крым выбирал между Украиной и Россией в 1918 году. Местное правительство на полуострове возглавлял царский генерал Матвей Сулейман Сулькевич, который не хотел включать Крым в состав УНР. Между тем гетман Скоропадский, считавший Крым украинским, ввел экономическую блокаду полуострова. В итоге договорились о вхождении Крыма в состав Украины на правах территориальной автономии.
Из газеты "Таврический голос" от 3 января 1918 года. Обращение земских и городских самоуправлений Крыма к председателю Совета министров Украинского правительства:
"Мы сознаем, что в экономическом отношении Крым не может жить самостоятельной жизнью. Он нуждается в широких рынках сбыта для своих продуктов, добываемых и перерабатываемых на Украине и, вообще, за пределами Крыма. <…> Главнейшими народностями Крыма являются великороссы, татары и немцы. Украинцев в Крыму немного. И простое включение Крыма наравне с другими частями Украины в Украинское государство не соответствовало бы желанию большинства населения. При объединении Крыма с Украиной население Крыма должно получить гарантию свободы своего национального самоопределения и самостоятельного внутреннего самоуправления. Такой гарантией является автономное устройство края".
СОВДЕП ВНУТРИ
Доцент Таврического национального университета им. Вернадского Милана Николко в одном из интервью охарактеризовала и объяснила особенности идентичности русскоговорящего населения Крыма: "Регион привык быть дотационным. Мы – баловни! Я размышляла и пришла к выводу, что крымская региональная идентичность – это советская идентичность. Отсюда берутся пророссийскость и прокоммунистичность. Крымчане видят в России продолжение Советского Союза. Но советская крымская идентичность – это не база для сепаратистского движения. Одно дело "русскость" в культуре, и совсем другое – присоединение к России".
Единственная реальная угроза потери автономии Крыма – приход к власти в стране партии "Свобода"
Николай Багров, который был среди разработчиков концепции Крымской автономии, говорит в свой книге, что хотел не превращения Крыма в яблоко раздора между Украиной и Россией, а укрепления его связей по обоим направлениям. "Мы одинаково зависим от России и от Украины. С последней связи Крыма, безусловно, более устоявшиеся".
Багров иллюстрирует зависимость Крыма от остальной Украины следующими данными. Только 15% потребляемой на полуострове электроэнергии Крым вырабатывает самостоятельно, остальное поступает из-за пределов автономии. Украина поставляет в Крым около 90% потребляемой там воды. Сахар и уголь целиком приходят из Украины, прокат черных металлов – около 80%. В то же время промышленность Крыма на 80% была кооперирована с заводами России. Николай Багров надеялся, что самостоятельность Крыма позволила бы сбалансировать зависимости.
Автономное устройство Крыма стало следствием его геополитического положения и многонационального состава населения – считает крымский политолог Александр Форманчук, который тоже в 1992 году участвовал в разработке проекта создания автономии на Крымском полуострове. По его мнению, единственная реальная угроза потери автономии возникнет, если к власти в стране придет партия "Свобода". За месяц до сегодняшних событий он сказал: "Востребованность в автономии возрастает в связи с тем, что происходит в Киеве. Если произойдет силовое свержение правящего режима Януковича, наличие автономии позволит Крыму принимать собственные решения в условиях распада украинского государства".
Свобода минус автономия
Летом 2008 года партсъезд "Свободы" обратился к президенту и ВР Украины с требованием отменить автономию Крыма и специальный статус Севастополя. Олег Тягнибок заявил тогда: "Автономия Крыма – угроза национальной безопасности Украины". По партийной линии "Свободы" в регионах Украины пытались организовать сбор подписей за проведение референдума по вопросу ликвидации крымской автономии и превращению ее в обычную область.
ЭКОНОМИКА НИ ПРИ ЧЕМ
Существование автономии дает возможность крымскому парламенту вырабатывать специфические нормы социального характера для удовлетворения потребностей тех, кто там живет, – считает доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. Экономист подчеркивает, что автономное устройство никак не отражается на характере экономических связей Крыма и "большой земли", поскольку Крым полностью интегрирован в украинские системы.
Люди ведь должны быть возмущенными и недовольными, так что стратегия вкладывания капитала, по-видимому, не удовлетворила Путина
"Украина является мощным финансовым донором Крыма, – говорит Владимир Лановой. – Особенностью украинского финансирования местных бюджетов является то, что дотации по определенным программам направляют городам разных регионов страны, в том числе и городам Крыма. В стране есть 620–650 городов до уровня райцентра, которые финансируются из центрального бюджета. Парламент Крыма может вводить некоторые свои нормы местного характера по налогообложению. Местные налоги в Крыму имеют более широкую базу, чем в других регионах". Крым, наряду с Донецком и Луганском, Лановой назвал в числе самых крупных получателей дотаций.
Недостатками Крыма экономист видит островной характер и отдаленность от рынков и экономических источников. А преимущество, кроме возможности использования морского транспорта и туристического потенциала – это нефтегазоносный шельф Черного моря. Году в 2016 американские компании начинают добычу, и тут могут быть получены большие нефтедоллары.
Что касается России, вкладывавшей немалые инвестиции в Крым – Владимир Лановой считает, что теперь она может пересмотреть эту стратегию: "После "оранжевой революции", когда в Украине инвестиционный климат стал более приемлемым, российское правительство приветствовало значительные капиталовложения, это было этапом проникновения в Крым. Действительно, туристическая инфраструктура значительно улучшилась. Но теперь это не входит в планы: ведь люди должны быть возмущенными и недовольными. Так что эта стратегия вкладывания капитала, по-видимому, не удовлетворила Путина. Наверно, он увидел в ней ущербность и ошибочность".