– Уже прошло почти две недели нового учебного года. Адаптировались ли уже первоклассники? Что нужно делать, чтобы адаптация прошла как можно лучше?
– У нас в первый класс пошли те дети, которые были в нашем садике. Почти все – наши дошкольники, наши воспитанники. Еще мы ждем детей из-за границы в течение сентября-октября. Родители возвращаются, они записаны уже в школу. Поэтому я провожу такую, знаете, мягкую адаптацию.
Дети знакомятся с учителем еще в конце прошлого учебного года. И они уже проходят такую, знаете, адаптацию с этим учителем. Я этим самым этот стресс от школы сглаживаю. У меня два заведения, где есть сад и начальная школа. Поэтому наши первоклашки – это те дети, которые были нашими воспитанниками, дошкольниками. И как такового стресса, который испытывают дети в первом классе, нет.
Они уже знают территорию, знакомы с учительницей, которая приходила к ним два раза в неделю и несколько часов с ними находилась. Поэтому стресса как такового у них нет. Они идут в знакомую аудиторию, видят знакомое лицо. Стресса я не замечаю у детей, к счастью.
– У вас на сайте указано, что среди учителей начальных классов есть и мужчины. Это очень большая редкость. Как их удалось вовлечь в образовательный процесс?
– У меня есть учитель хореографии, учитель физкультуры. Это люди, любящие свою профессию, я уже с ними не первый год работаю. К сожалению, в нашей стране учитель считается более женской профессией. И это очень грустно.
Я не раз говорила во время встреч с представителями государственных органов: "Сделайте профессию учителя престижной – и нам не нужно потом будет бороться с коррупцией". Учитель – это профессия номер один. У нас, к сожалению, не все идут по призванию в эту профессию. Знаете – куда-то не добрал баллов, и пошел, чтобы было высшее образование. К сожалению, до сих пор существует эта тенденция. Потому это сложно. Учителя – это, я считаю, люди, которым мы вручаем наше будущее. И они должны быть материально заинтересованы, независимы и любить свою профессию.
– На сайте вашего заведения указано, что дети в течение дня имеют пятиразовое питание. Как составляете меню? Нравится ли еда детям?
– Мы первая в Украине экоскул. Это и формирование экосознания у детей, и экопитание. Что это значит? Мы покупаем фермерские продукты – это мясо, овощи и фрукты, чтобы там меньше было этих химических веществ, пестицидов. Если честно, мы делаем даже заготовки на зиму – я имею в виду фрукты.
Потом варим детям кисели, компоты, мы сушим яблоки, груши, все это делаем сами. И у нас собственный пищеблок – мы подаем детям все свежее. Я не то, что не доверяю, но я бы волновалась, будь у меня кейтеринг.
– Возможно, это не касается образования напрямую, но трудно ли подобрать повара для школьной столовой, который будет вкусно готовить?
– Сейчас дефицит специалистов, пожалуй, по всем направлениям. Дефицит учителей, воспитателей и поваров тоже. Но я счастлива – у меня два шефа, которые очень преданны своему труду, и дети их любят.
Приведу такой пример – ребенок заболел, но мама звонит по телефону и говорит: "Пожалуйста, можно я заберу обед и ужин ребенку, потому что он любит есть в "Розумці". Это для меня показатель. Мы ничего детям не даем жареного, все готовится в параконвектомате. Дети любят нашу еду.
Меню разрабатывается, конечно, по рекомендациям. Вычисляются жиры, белки, углеводы, сколько нужно растущему организму. Но растущий организм не всегда все съедает то, что нужно. То люблю, то не люблю, то не буду. И проблема почему-то у нас с рыбой – не очень едят. Только 30% детей едят рыбные котлеты, а остальные никак. Но потом бывает такое, что родители говорят: "У нас он это не ест, а у вас ест". Как говорится, "гуртом і батька легше бити". Пришли, дети все едят, и их ребенок начинает есть. Маме записываем видео, она говорит: "Такого не может быть".
Также мы сажаем свой огород – зелень, лук, мяту, потом делаем чаи. Есть грядка с помидорами.
– Людмила, а как стимулировать детей к обучению, когда в начальной школе нет оценок?
– Вы знаете, стимулировать – это немного не то. Здесь не нужно стимулировать. Нам родители отдают детей в начальную школу, это фундамент средней и старшей школы. Здесь нужно ребенка научить всему. Ребенку нужно, чтобы было интересно.
Вот я даже вижу, как ребенок идет в школу. Если он едва плетется, то подхожу к учителю и спрашиваю, что случилось – это учеба или с друзьями какие-нибудь проблемы. Но в целом дети бегут в школу, у нас школа полного дня. Родителям отдаем детей с выученными уроками, чтобы они их только любили. Потому что родители – я говорю это каждый раз родителям: "Вы можете быть другом, примером, наставником, но учителем – никак".
У нас школа полного дня – и уроки с детьми делают специалисты. Учителя первой половины дня и учителя второй половины дня занимаются.
– В целом нужно ли родителям делать домашние задания вместе с детьми?
– Нет, не советую. Это портит отношения. Не всегда у родителей хватит той выдержки, настойчивости. А еще же дети. Дети – манипуляторы. Не советую, просто не советую. Есть, может, какой-то процент родителей, которые делают это достойно, но я не советую и, даже, я бы сказала, это неправильно.
– А если какой-то, скажем, вымышленный ребенок, который ходит в обычную украинскую школу, сам не садится за уроки, потому что нет ни желания, ни ответственности. Следует ли менять школу, возможно, учителя?
– Ну, во-первых, когда вы отдаете ребенка в школу, нужно познакомиться с учителем. Я провожу родительское собрание с учителем. И родители должны, знаете, почувствовать сердцем – будет ли их ребенку комфортно с этим человеком? Если ребенок делится эмоциями о школе, то это сигнал родителям, что все хорошо, что ребенок счастлив.
А если у ребенка какая-то грусть или не хочет учиться – ну, во-первых, нужно с ребенком поговорить. – "Родители ходят на работу, а ты ходишь в школу, это твоя же работа". И не спрашивать, как у тебя дела, потому что ребенок не будет рассказывать. Родители должны начинать так: "Сегодня на работе сотрудница принесла какой-то кекс, мы попили кофе, она мне рассказала о чем-то. А как твой день прошел?"
Нужно пример дать, рассказать ребенку, как ты свой день провел, тогда ребенок заинтересован с вами поделиться. А так дети воспринимают разговоры как допрос. Это должно быть непринужденно, и родители должны задавать этот тон.
– В вашей школе вы отказались от того, чтобы дети обращались к учителям по имени и отчеству. Им так больше нравится, когда обращаются только по имени, скажем, госпожа Людмила?
– Ну, понимаете, во-первых, это чисто украинское обращение, во-вторых, вот я Людмила Федоровна, ребенку трех лет еще сложно это сказать, они меня зовут госпожа Люда. Это нормально.
Это во-первых, а во-вторых – это же запоминать. Учителей много, у меня даже в начальной школе – учитель английского языка, учитель изобразительного искусства, физкультуры, хореографии, то есть запоминать ребенку сложно, и детям это больше нравится.
– В начале сентября соцсети возмутило видео с участием директора одной из киевских школ, которая не пускала детей на уроки из-за того, что они пришли в шортах. Что вы думаете по этому поводу?
– Мы, педагоги, все едим хлеб с привкусом соли. Почему? Это сложная работа, это большая ответственность, но я здесь со своей коллегой не согласна. Как можно было детей не пустить в школу и сказать: "Иди переодевайся". Пятый класс – это еще не взрослые дети, это не 11-й. Давайте вспомним, что это была температура +30 °C. Детям жарко. Можно было сделать все спокойно, корректно и не травмировать детей.
Куда она их отправила? Родителей дома нет, еще такая страшная ситуация, воздушная тревога. Мы несем ответственность за детей. Это стресс для ребенка, что ты какой-то не такой. Нужно было подойти к учителю, сказать: "Пожалуйста, свяжитесь с родителями детей, чтобы они приняли меры. У нас не принято ходить в шортах". Все, конфликт исчерпан.
– Людмила, и вопрос напоследок – у вас чрезвычайная ответственность за детей, за их образование. Скажите, а как вы восстанавливаете себя, вдохновляете и в чем черпаете силы?
– В связи с войной – может, это немного философское, но я живу, я ничего не откладываю на потом. Я живу, сейчас совершенствую свой английский. Научилась вышивать, я вышиваю рушники. Этих талантов у меня не было. Я делаю паузы, я восстанавливаюсь, восстанавливаюсь по-разному. Могу поехать просто на несколько дней куда-нибудь в лес, это мне помогает. Я люблю обнимать деревья, дышать этим лесным воздухом. И отпуск, конечно – солнце, море, это летом, когда мы не работаем. А так живу жизнь и всем это советую. Пытаюсь это доносить и своим работникам, и детям.
Мы танцуем, проводим какие-то мероприятия, интересные для детей – рисуем, занимаемся творчеством. Нельзя ставить жизнь на паузу. Вдохновение в завтрашнем дне, понимаете? Я уверена, когда вырастут мои дети, у нас будет процветающая страна. Это новое поколение – они невероятны.
У меня очень длинный путь к этой профессии, к моей должности, потому что первое мое образование – инженер-строитель, потом – экономист, и только по третьему образованию я – руководитель учебного заведения. Поэтому я очень счастлива, что я здесь и сейчас.