Звучащая из Москвы риторика геноцида создает критический контекст для нападений на объекты культурного наследия, которые сейчас происходят по всей Украине
Утром 23 июля российская ракета поразила и частично разрушила Спасо-Преображенский собор в украинском черноморском порту Одесса. Это было последнее из длинного ряда нападений на культурное наследие Украины, которые, по мнению многих, отражают главную цель Кремля – искоренить украинскую идентичность вместе с украинской государственностью.
Нападение на Спасо-Преображенский собор было особенно шокирующим, поскольку поврежденное здание является самой большой церковью города и расположено в самом сердце исторического центра Одессы, входящего в список ЮНЕСКО. Однако событие было далеко не беспрецедентным. Спустя несколько дней российские войска обстреляли Екатерининский собор в Херсоне, который считается еще одной из наиболее выдающихся православных достопримечательностей юга Украины.
В конце июля официальные лица ЮНЕСКО подтвердили, что теперь официально задокументировали ущерб, нанесенный 274 объектам украинского наследия с начала полномасштабного вторжения России почти 18 месяцев назад. В список вошли 117 религиозных объектов, 27 музеев, 98 зданий, представляющих исторический или художественный интерес, 19 памятников и 12 библиотек. Другие доступные данные свидетельствуют о том, что цифры ЮНЕСКО на самом деле могут быть консервативными. В январе 2023 года исследователи из Лаборатории мониторинга культурного наследия Смитсоновского института заявили, что уже выявили около 1600 случаев повреждения объектов наследия в Украине.
С момента полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года Россия постоянно атаковала столпы украинского искусства, истории и общества. Многочисленные украинские и международные комментаторы утверждают, что эти атаки на украинские достопримечательности являются частью умышленной российской кампании по уничтожению символов украинской национальной идентичности.
Эти аргументы подтверждаются частыми отрицаниями самим [президентом страны-агрессора РФ] Владимиром Путиным исторической легитимности Украины и его настаиванием на том, что украинцы на самом деле являются русскими ("единым народом"). Не только Путин подвергает сомнению право Украины на существование как независимого государства. В последние 18 месяцев геноцидные антиукраинские нарративы стали обычной ежедневной частью жестко цензурированного и тщательно режиссируемого государственного телевидения России.
Риторика геноцида, звучащая из Москвы, создает критический контекст для нападений на объекты культурного наследия, которые сейчас происходят по всей Украине. По словам директора украинского Музея Майдана Игоря Пошивайло, продолжающееся вторжение России лучше понимать как "войну за наследие". Он утверждает, что вторжение, развязанное Владимиром Путиным, следует рассматривать не как традиционную войну за территорию или военную кампанию с ограниченными политическими целями, а, напротив, как "войну против нашей исторической памяти, против нашей идентичности, против нашей культуры и, конечно, против нашего будущего".
Это мнение поддержала Олеся Островская-Лютая, известный культурный деятель и нынешний директор популярного киевского музея изобразительного искусства "Мистецький арсенал". "Эта российская война в Украине очень тесно связана с культурой, – прокомментировала она в апреле 2023 года. – Основное предположение, лежащее в основе этого нападения, состоит в том, что Украина не должна существовать как отдельное явление с собственным политическим представительством. Любое украинское отличие от России должно быть вычеркнуто. Нападение является геноцидом по своим целям и действиям, как мы уже видели. Культура является сущностью этой войны".
Украинцы ответили на экзистенциальные вызовы российского вторжения, продемонстрировав удивительную стойкость
Член Европейского парламента Сабина Верхейен, возглавляющая комитет по культуре и образованию, является одним из многих международных деятелей, выдвигающих подобные обвинения в адрес Кремля. "Россия пытается уничтожить не только украинское культурное наследие, но и национальную уникальность, традицию, в конце концов, украинское право на существование", – заявила она в конце 2022 года.
Среди известных объектов российских атак – Иванковский историко-краеведческий музей в Киевской области, где хранится коллекция картин известной украинской народной художницы Марии Примаченко, как известно, вдохновившей [испанского и французского художника Пабло] Пикассо. Музей был разрушен российской армией в первые же дни вторжения в феврале 2022 года.
Российские войска также обстреляли целый ряд национальных памятников, важных для сохранения исторической и культурной памяти, включая мемориал Холокоста "Дробицкий яр" в Харьковской области на востоке Украины, который был обстрелян в марте 2022 года. Атака заставила украинский мемориальный центр Холокоста "Бабий яр" опубликовать твит: "Россия продолжает нападать не только на мирное население Украины, но и на места памяти".
В конце июля 2023 года российская авиация нанесла удар по школе на севере Украины в Сумской области, где расположен научно-исследовательский центр, посвященный искусственно созданному сталинскому голоду, известному как Голодомор, который был признан более чем 30 странами как акт геноцида против Украины. Современная Россия продолжает отрицать, что искусственный голод был сознательной попыткой уничтожить украинцев.
Украинские литературные сокровища также часто становились объектами нападения. Российские военные разбомбили библиотеки по всей стране, десятки, как сообщается, были полностью уничтожены, а более 150 оказались серьезно повреждены. Одной из резонансных жертв стала библиотека редких книг Харьковского университета имени Каразина, где хранилось более 60 000 исторических книг и рукописей.
Украинцы ответили на экзистенциальные вызовы российского вторжения, продемонстрировав удивительную стойкость. Это произошло в культурном мире, как и на военном и экономическом фронтах. Тем не менее нужно более широкое международное привлечение для обеспечения материальной и организационной поддержки, необходимой для защиты и ремонта объектов наследия Украины. В конце концов, лучший способ сохранить украинскую культуру и национальную идентичность – это обеспечить страну оружием, необходимым для победы над Россией. Пока этого не произойдет, будет продолжаться постоянное уничтожение украинского культурного наследия.