Режим президента РФ Владимира Путина решил вернуть себе шахматную корону – со всей сопутствующей ура-шовинистической повесткой и пропагандистской шумихой
Ну, вы как, следите за этой драматической дракой? Четыре партии осталось сыграть в матче за шахматную корону между чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным. В восьмой партии, после семи ничьих, вперед, воспользовавшись ошибками соперника, вышел претендент. Теперь он впереди, опережая Карлсена на одно очко.
С послематчевой пресс-конференции чемпион, устроив легкую истерику, сбежал. Мировые СМИ в шоке: неужели в шахматном мире сменится чемпион? Ведь всем, кто следит за шахматами высшего уровня, очевидно: отыграться в четырех партиях, да еще и при неважной спортивно-психологической форме (которая налицо у Магнуса), очень тяжело. В конце концов, ровно так другой гений – Гарри Каспаров – уступил еще одному россиянину – Владимиру Крамнику. Так что же, история повторяется?!
На этот вопрос отвечать я не буду: чай, не Ванга и тем более – не Нострадамус. Зато могу объяснить (а точнее – посоветовать) украинскому читателю, за кого стоит болеть в оставшихся партиях. Не беспокойтесь: шахматные партии цитировать не буду, какой дебютный вариант следовало сыграть чемпиону – рекомендовать не стану. Аргументы мои будут скорее человеческого и цивилизационного плана.
И первый из них – с уклоном в актуальную геополитику. Помните советскую шахматную гегемонию, времена, когда в балете, космосе и шахматах СССР был впереди планеты всей? Так вот, спустя восемь лет после утраты титула россиянином Крамником режим президента РФ Владимира Путина решил вернуть себе шахматную корону – со всей сопутствующей ура-шовинистической повесткой и пропагандистской шумихой. Ну, вы помните: Спасский – Фишер, Карпов – Корчной, борьба советской шахматной школы с буржуазным миром наживы и чистогана, шахматы – не просто спорт, а фронт идеологической борьбы.
В те дни весь мир болел за полубезумного гения Фишера и опального эмигранта Корчного. Болел просто потому, что виделся этот поединок так: одиночка против мощнейшей советской машины, свобода – против несвободы; понятнее не скажешь, важнее ценностей не сыщешь, разве не так?
Карлсен прогуливается по Нью-Йорку под руку с Лив Тайлер; поддержать Карякина приезжает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков
Былые те ипостаси удивительным образом перенеслись в наше время: Карякин – вполне себе Карпов, с его тотальной поддержкой государства и общечеловеческим конформизмом. Правда, в Карлсене маловато Корчного – больше скорее тренировавшего его Каспарова и чуть-чуть непосредственности Фишера. Но весь мир все так же на стороне соперника Советов, разве что не все выражают свои симпатии одинаково прямолинейно, как это было во времена холодной войны 70-х.
Аргумент второй – из ткани нашей горькой, региональной, геополитики. Никто особо не ругал крымчанина Сергея Карякина, когда тот, воспитанник великолепной краматорской школы, несколько лет выступавший на высоком уровне за Украину, получил российское гражданство. Ну, немного разочарованно побухтели – как же так? – но все больше ругали свое государство: проворонили такой талант; реального будущего претендента на шахматную корону. А в России совсем молодому еще Карякину предложили квартиру-машину-зарплату-трене
Однако когда экс-президент Украины Виктор Янукович сбежал под крыло Путина, Россия аннексировала родной Карякину Крым и заполнила своими клевретами практически родной ему Донбасс, Сергей стал вполне послушно и даже не без удовольствия поддакивать кремлевской пропагандистской машине. Выглядело это довольно мерзко, а в теннисе называется "невынужденной ошибкой". На языке человеческих ценностей это расшифровывается так: парень, ты бы лучше промолчал, зачем бежать впереди паровоза, разве тебе все равно, прослывешь ты в своей бывшей родине предателем или нет?!
И третий аргумент, сугубо личностного характера. Они ведь ровесники – Карлсен и Карякин, оба – 26 лет от роду (Магнусу столько стукнет сразу по окончании матча). Но какие же они разные! Карлсен – самородок из Норвегии, где сроду не было топ-гроссмейстеров; человек прямой, подчас – язвительный и резкий; но не избегающий борьбы, максималист.
И Карякин – неплохой, по отзывам, парень, играющий, однако, по всем правилам лелеющей его системы; пользующийся неограниченной ее поддержкой. Весьма похоже на противостояние Карпова и Каспарова – помните эту вселенскую сагу? Только Карлсен, пожалуй, посимпатичнее Каспарова будет: нет этого зашкаливающего эго, хотя воли к победе, пожалуй, не меньше...
Карлсен играет в творческие шахматы; Карякин исповедует игру от обороны. Карлсен отталкивается от ценностей свободной Европы, Карякин – с готовностью подыгрывает путинской России. Карлсен прогуливается по Нью-Йорку под руку с Лив Тайлер; поддержать Карякина приезжает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков...
У вас еще остались сомнения, за кого болеть? У меня – нет. Впрочем, об этом вы уже знаете...