$41.25 €43.56
menu closed
menu open
weather +10 Киев
languages

"Точно останусь жить в Украине после президентских выборов". О чем говорил Порошенко на пресс-конференции G

"Точно останусь жить в Украине после президентских выборов". О чем говорил Порошенко на пресс-конференции Порошенко: Наиболее эффективным в освобождении заложников оказался Виктор Медведчук
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

28 февраля президент Украины Петр Порошенко провел первую пресс-конференцию с мая 2017 года. Глава государства рассказал журналистам, что не планирует участвовать в следующих парламентских выборах, что его "мочат" олигархические СМИ и жизнь президента – не сахар. "ГОРДОН" собрал главные заявления Порошенко в Киеве.

О бедности населения:

Главным вызовом [для страны] являются социальная бедность, низкий уровень и неудовлетворительное качество жизни подавляющего большинства украинцев. Совершенно естественно, что люди этим разочарованы. Я это разочарование понимаю и полностью разделяю.

С другой стороны, как вспомнишь 2014 год – вздрогнешь: мы получили в наследство нереформированную, отсталую экономику, смертельно больную банковскую систему, где уровень проблемных кредитов превышал 70%. Банковская система фактически была банкротом, пустой казначейский счет, пустой бюджет. Далее – нападение со стороны России, незаконная аннексия [Крыма].

Нужно было искать средства на оборону в условиях, когда в результате оккупации мы потеряли более 20% промышленного потенциала нашей страны. Отдельным элементом гибридной войны было агрессивное закрытие для Украины российского рынка, который когда-то поглощал более трети украинского экспорта. Нам отключили газ, перекрыли транзит в третьи страны. Все это является элементами гибридной войны РФ против суверенной и независимой Украины. Но мы выстояли.

Однако все равно не покидает ощущение, что сделали не все, что могли. Да, мы восстановили экономический рост. Плюс 2% к ВВП – это, конечно, лучше, чем минус 15%, но очевидно, что достигнутые темпы категорически неприемлемы и недостаточны, чтобы обеспечить символический, но ощутимый рост зарплат и пенсий. Их мало, чтобы дать каждому украинцу качественное образование, медицину, гарантировать безопасность.

Чтобы обеспечить достижение этих целей, я готов к решению самых сложных задач, которые только могут возникнуть на нашей украинской политической шахматной доске.

О популистах в Украине:

В политике – как в обычной жизни: чем сложнее ситуация, тем меньше прислушиваются к традиционной медицине, растет спрос на знахарей, гадалок, мольфарок и даже апостолов. Популизм и атаманщина – еще два вызова, которые стоят перед нами так же остро, как и 100 лет назад, когда Украина из-за недостатка внутреннего единства стала добычей агрессора и потеряла независимость.

Моя миссия как президента – не допустить повторения этих ошибок. Уверен, что эта миссия выполнима и безальтернативна. Я защищу страну от безответственных популистов, даже несмотря на то, что они заключили тайный союз с контрреформаторами и реваншистами, а некоторых профессиональных борцов за счастье народа коррупционеры-беглецы щедро угощают деньгами из-за границы, украденными у украинцев. Мы, к сожалению, пока не все смогли вернуть в бюджет, но и эта работа продолжается. Я уверен, дорогие мои, что все будет хорошо.

Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Об отдыхе на Мальдивах:

Согласно Конституции Украины, президент не имеет права никому передавать свои обязанности, поэтому 24 часа в сутки почти четыре года я нахожусь на связи и выполняю функции президента и верховного главнокомандующего. И в начале января я этих обязанностей никому не перепоручал. Хочу очень твердо подчеркнуть: границу я пересекал под своей фамилией, по своему паспорту, с соответствующей регистрацией у пограничников… Я тогда не знал, но поручил своей службе безопасности проверить это и получил подтверждение.

И самолет, и отель я оплачивал со своего банковского счета в украинском банке, и в поданной декларации (это должно произойти в течение ближайших трех с половиной недель) вы сможете в этом убедиться. Подчеркиваю, что на это не было потрачено ни единой копейки из украинского бюджета, а средства были задекларированы, с них уплачены все налоги.

О миротворцах на Донбассе:

Невозможно проводить какие-либо процессы, когда снайперы, артиллеристы, минометчики и танкисты из РФ убивают наших воинов. Это никакая не замороженная фаза конфликта, это горячая война. И присутствие миротворцев – не просто разведение сторон (что для нас неприемлемо), они должны действовать на всей оккупированной территории.

Первое, к чему это приведет, – Россия будет вынуждена вывести свои оккупационные войска. Второе – миротворцы смогут разоружить незаконные вооруженные формирования. Третье – миротворцы смогут взять под контроль участок украинско-российской границы и остановить инфильтрацию российских войск и вооружения на оккупированную территорию. Четвертое – Украина сможет возобновить свои гуманитарные миссии, поскольку на оккупированной части [Донбасса] сейчас гуманитарная катастрофа. И пятое – безусловно, страны-агрессоры или соседи не могут принимать участие в миротворческой операции.

О законопроекте о нацбезопасности Украины:

Сегодня я подал в Верховную Раду ключевой, стратегический, фундаментальный законопроект о национальной безопасности Украины. Он разрабатывался много месяцев в тесной координации с нашими партнерами по НАТО. Он предусматривает переход нашего сектора безопасности на стандарты НАТО, внедрение демократичного гражданского контроля за армией, правоохранительными органами, спецслужбами. Я очень долго колебался, но принял решение, что даже во время войны мы должны принять [решение о] назначении гражданского министра обороны, разделить позицию главнокомандующего и начальника Генштаба, провести ряд огромных реформ, чтобы перевести страну на стандарты НАТО.

О закреплении евроинтеграции в Конституции:

Сейчас в моей команде мы обсуждаем предложение заякорить в Конституции европейскую и евроатлантическую интеграцию. Обе идеи сейчас, как показывают соцопросы, пользуются широкой поддержкой, консолидируют общество. В то же время, когда поднимают голову стремящиеся к реваншу антиевропейские политические силы, поправки в Основной закон могли бы стать страховкой от любых неожиданностей и императивом для любых политических сил на годы вперед.

Стремление к членству в ЕС и НАТО можно было бы зафиксировать в преамбуле Конституции, для чего достаточно поддержки двух третей состава Верховной Рады. И последние голосования по законопроектам, касающимся национальной обороны и безопасности, дают мне основания для сдержанного оптимизма.

Фото: president.gov.ua Фото: president.gov.ua

О руководителе операции Объединенных сил на Донбассе:

Я дал две недели начальнику Генштаба и министру обороны на то, чтобы предложить мне кандидатуры. Две кандидатуры уже готовы... Это будут боевые генералы, у которых есть опыт командования бригадами и объединениями на востоке нашей страны, высокий авторитет. Я думаю, что они в полной мере смогут использовать те новые возможности, которые дает закон о реинтеграции.

О предоставлении Украине оборонного вооружения:

Первая поставка этого вооружения должна произойти уже через несколько недель. Мы говорим о целом ряде поставок, начиная с антиснайперских комплексов, потому что многие украинские бойцы были убиты именно российскими снайперами на востоке нашей страны. Получение таких антиснайперских комплексов поможет нам значительно снизить количество погибших, а также повысить уровень безопасности, особенно это важно на передовой. Мы также говорим о средствах радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны и многих других видах вооружения. К сожалению, я не могу разглашать все подробности, поскольку это секретные данные.

Об освобождении заложников:

Процесс не замедлился. Вы видели, что перед окончанием 2017 года нам удалось привезти домой 74 украинцев, некоторые из которых по три года находились в плену. Могу сказать, что до конца этой недели еще двух наших заложников мы вернем домой. Об этом уже есть договоренность – и место, и дата. Думаю, что не сорвется. Это является моим самым высоким приоритетом, я этим занимаюсь лично. В России решения тоже принимаются на самом высоком уровне, по каждому. Это правда.

О возвращении украинской техники из Крыма:

Мы готовы принять корабли из Крыма только вместе с Крымом. Уверен, что это единодушная позиция и украинской власти, и народа, и общества. Чтобы это ускорить, мы задействуем все инструменты, имеющиеся в нашем распоряжении: и дипломатические усилия, и санкционные, и судебные.

О "национальных дружинах" и беспорядках в Киеве:

Скажите, пожалуйста: когда вы смотрели на так называемые национальные дружины на Крещатике – ощущал ли каждый из вас себя безопаснее? Монополия на власть, монополия на оружие принадлежат государству. Вчера под Верховной Радой власть, полиция, Национальная гвардия действовали адекватно. А провокаторы – нет, поэтому они должны нести ответственность в прозрачном суде. Но я обращаюсь и к журналистам: мы должны объективно освещать эти события.

Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

О президентских выборах и лидерстве Тимошенко в соцопросах:

Я не хотел бы с вами спорить, кто лидирует в рейтингах, потому что я занимаюсь реформированием государства, обороной, внешней политикой, а не рейтингами. И занимаюсь этим с самого начала. Решение об участии в избирательной кампании я буду принимать тогда, когда кампания начнется. Обещаю вас об этом детально проинформировать. Уверен, что сейчас нам надо заниматься объединением всех политических сил, общества, государства. Я намеренно сделал досрочные парламентские выборы в 2014 году, чтобы у нас было почти четыре года на проведение реформ. И пока парламент, правительство, коалиция будут иметь возможность делать реформы, мы будем работать.

О "варианте "Б" на случай поражения в выборах:

Я точно, 100% буду участвовать в президентских выборах... как избиратель. Точно буду голосовать. Буду голосовать в Украине, в Киеве. Могу назвать адрес избирательного участка, это Дом офицеров. Я подчеркиваю, что после выборов я точно буду жить в Украине. Я абсолютно неравнодушен к Украине. Я сделаю все, чтобы не допустить реванша. И я не понимаю, о каком варианте "Б" вы говорите... Соня (вопрос задавала шеф-редактор издания "Левый берег" Соня Кошкина. – "ГОРДОН"), я не проиграл еще ни одной избирательной кампании в своей жизни.

О парламентских выборах:

Еще одна сенсационная новость: я точно не собираюсь принимать участие в парламентских выборах. Вопрос политических союзов и остального – это вопрос сверхважный для координации усилий, в том числе в рамках действующей коалиции, укрепления отношений между правительством и коалицией и повышения эффективности работы как Верховной Рады, так и коалиции. Но у меня есть один союзник – украинский народ. Политические партии... Я им очень благодарен, я их поддерживаю, но на сегодняшний день это не на моей повестке дня. Вероятнее всего, я не буду выдвиженцем политической партии, хотя не исключаю, что если будет принято соответствующее решение, то обращаться за поддержкой – это уже будет другое дело.

О встрече с Юлией Тимошенко:

Я встречаюсь со всеми руководителями политических фракций в парламенте, в том числе встречался с Юлией Владимировной Тимошенко. Много раз. В том числе, кажется, один раз – в этом году. Мы очень тщательно обсудили процедуру выдвижения кандидатов в ЦИК, потому что там был miscommunication: фракция "Батьківщина" сменила свою кандидатуру, отвечающую выдвинутым критериям. Мы обсуждали это, Юлия Владимировна поблагодарила меня, когда я сказал, что внесу кандидатуру от "Батьківщини" в парламент, и пусть Верховная Рада определяется. Что и было сделано. Я не делаю из этого никакой тайны, но отдельно подчеркиваю: я встречаюсь со всеми руководителями фракций и буду продолжать встречаться. Потому что это украинский парламент, а они – представители народа.

Фото: president.gov.ua Фото: president.gov.ua

О том, "каково быть президентом-олигархом в стране, где люди выживают, а не живут":

Я готов сказать, что мне удалось изменить за эти три с половиной года. Это не просто создание армии, о чем многие знают. Гуманитарная катастрофа 2014 года, когда у нас было 15% падения ВВП, 14% дефицита госбюджета, отсутствие армии, 50% инфляции, менее $5 млрд золотовалютных резервов, нищенская минимальная зарплата, пустой казначейский счет, парализованные банковская система и судопроизводство, отсутствие какой-либо инфраструктуры для борьбы с коррупцией и многие другие вещи. Не хочу ссылаться, например, на Хьюга Мингарелли, который говорит, что тот, кто не видит реформ в Украине, мягко говоря, необъективен. Я не хочу сейчас обсуждать свою жизнь, но, поверьте мне, она – не сахар. Вам интересно? Приглашаю вас лично провести день со мной. Уверен, что вы измените свое мнение.

Об историческом споре с Польшей:

Поверьте мне, мы не нуждаемся, чтобы нам кто-то говорил, каких украинских героев мы должны чтить, а каких – нет. Мы сами разберемся. Так же, как мы никому не советуем, кого Польша должна чтить, а кого – нет. Это нехорошо. Мы уверены в том, что практика запретов на въезд или замораживания исследований является ошибочной, и комиссия должна решить все эти вопросы. Я уверен, что политики должны смотреть в будущее, а прошлое – оставить историкам. Когда мы начнем реализовывать именно эту концепцию, все у нас хорошо будет с Польшей.

О предоставлении украинского гражданства Михаилу Саакашвили в 2015 году:

Я точно так же, как и большинство, был зачарован перспективами, которые господин Саакашвили мог принести Украине. Я пытался создать ему все возможности для этого. Он был губернатором Одесской области, перед ним были поставлены абсолютно четкие задачи по борьбе с коррупцией и реформированию системы власти. Ему была предоставлена возможность назначить руководителем областной полиции [Гиорги] Лорткипанидзе, Хатия Деканоидзе была назначена руководителем Национальной полиции, Давид Сакварелидзе – заместителем генпрокурора и прокурором Одесской области. Были назначены главы всех районных администраций, руководство таможни.

Ни у кого не было таких возможностей. А результаты мы все видели – они отсутствовали. И когда я получил представление соответствующих компетентных органов о нарушениях во время предоставления гражданства… У меня не было никаких других моделей действий, кроме как прекратить гражданство. Кто знает, если бы этой проверки не было, оставались бы мечты, идеалы. Михаил, к сожалению, сам их разрушил. Я не думаю, что сейчас он является счастливым человеком, но это его проблемы, его дело.

Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

О присутствии Виктора Медведчука в украинской делегации в Минске:

Во время переговоров в Минске при разработке и заключении Минских соглашений состав моей команды был хорошо известен. И Медведчука там не было. Есть так называемая гуманитарная группа, которая занимается исключительно вопросом освобождения заложников. Это не минская группа, это часть трехсторонней контактной группы. Бывший глава Службы безопасности Украины назначил в эту группу Виктора Медведчука. Я об этом знал, и сейчас вам подчеркиваю, что буду работать с кем угодно, кто сможет вернуть хотя бы одного украинского заложника домой.

Мы пытались применять разные каналы коммуникаций, начиная от военных и заканчивая церковью. Я должен признать, что наиболее эффективным оказался Виктор Медведчук. Знаете почему? Потому что решение об освобождении принимает непосредственно Путин (Медведчук является кумом президента России Владимира Путина. – "ГОРДОН"). Не церковь, не его эти proxies (доверенные лица. – "ГОРДОН") на оккупированных территориях. Пока не будет найдено решение, чтобы вернуть наших парней и девушек, не будет ничего.

Нужно это делать или нет? Давайте спросим у родственников тех, кто много месяцев или лет остается в застенках, без суда и следствия. Мы будем вести переговоры с любым, кто вернет ребят домой. Как и для того, чтобы ввести миротворцев и принести мир на украинскую землю.

О деолигархизации в Украине:

Деолигархизация – это отстранение олигархов от политической власти в стране. У нас что, существенно улучшилась позиция Фирташа? Он у нас руководит парламентом, президентом, правительством? Или Коломойский? Или в "Укрнафті" и "ПриватБанке" нет изменений? Правильно, канал "1+1"? Хотя изменения есть, потому что отдельные олигархические СМИ мочат президента. Я этого не боюсь. Ничего у вас не получится.

Не может государственная власть бороться с кем-то конкретно. Я не собираюсь этого делать и не поддерживаю, если это будет делать кто-то другой, независимо от того, кто это – Коломойский, Ахметов, Фирташ, Курченко. Где они все сейчас?.. Подчеркиваю, что ни один из них впервые не имеет никакого влияния на позицию президента. Это и есть деолигархизация.

О предстоящей пресс-конференции Виктора Януковича в Москве 2 марта:

Я вам скажу абсолютно честно: меня не интересует, что говорит Янукович. Не интересует, что он делает. Ровно четыре года назад я поехал в оккупированный Крым, потому что считал, что мое место там, хотя говорили, что была угроза жизни. Если он не считает себя президентом-беглецом, пусть приедет в Киев. Пусть дает объяснения в стране, которой он причинил столько вреда.

После того, как стало известно об обращении этого господина к Путину о введении российских войск, я думаю, что отношение к нему абсолютно однозначное у всех. Думаю, что большинство украинцев также не интересует, что скажет Янукович. У него было четыре года, чтобы объясниться и покаяться.