Ровно 10 лет назад из России был вынужден срочно эвакуироваться известный адвокат Борис Кузнецов. Следственный комитет РФ возбудил против него уголовное дело по статье "Разглашение государственной тайны", ему грозило до семи лет тюрьмы. Кузнецов на автомобиле пересек российско-украинскую границу, переночевал в Киеве, вылетел в Германию, а оттуда к дочери в Париж. В феврале 2008 года Кузнецов получил политическое убежище в США, а позже – паспорт американского гражданина.
Формальной причиной преследования стало дело одного из российских сенаторов, чьи интересы представлял Кузнецов. Следственные органы обвинили адвоката в том, что он сфотографировал справку ФСБ с грифом "Секретно", из которой следовало, что силовики незаконно прослушивали телефонные переговоры сенатора. Истинной причиной преследования со стороны российских властей, по словам Кузнецова, стала его 700-страничная книга "Она утонула…", в которой адвокат факт за фактом доказал, что в гибели подводной лодки "Курск" виновно высшее командование Военно-морского флота РФ и лично президент Владимир Путин.
"Курск" затонул 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море. На борту находилось 118 членов экипажа, 23 из которых были живы минимум двое суток после взрыва торпеды и посылали сигналы SOS. Несмотря на это, командование ВМФ и официальная власть настаивали, что экипаж погиб мгновенно, и не позволяли иностранным судам приблизиться к атомной подлодке, чтобы спасти часть экипажа.
"Это была первая катастрофа при Путине и первая его ложь. Процесс свертывания демократии в РФ начался именно тогда", – настаивает Кузнецов. Он вошел в дело спустя два года после трагедии, стал представлять интересы родственников погибших подводников, выявил огромное число нестыковок и фальсификаций в материалах дела. Попытки возобновить уголовное дело по "Курску" ни к чему не привели, Кузнецов опубликовал свое расследование в книге, а спустя два года был вынужден покинуть страну.
Я насолил не директору ФСБ Патрушеву, а Путину, когда написал книгу о гибели подводной лодки "Курск"
– Вы по-прежнему в международном розыске Интерпола?
– Он никогда меня не искал. То есть ФСБ действительно хотела объявить меня в розыск по линии Интерпола, но Интерпол ее послал. Сказать почему? По политическим делам эта международная полицейская организация розыск не ведет. В феврале 2008 года я получил политическое убежище в США, свободно передвигаюсь по миру по американскому паспорту. Зарубежного российского паспорта у меня нет, мне его не выдают.
– Вы покинули Россию больше 10 лет назад и с тех пор ни разу там не были?
– Там меня ждет санкция на арест, едва пересеку границу – тут же без разговоров задержат. Даже если я гражданин США, это значения не имеет.
– Кто попросил вас заняться этим делом?
– Генерал Лебедь Александр Иванович, он тогда общественно-политическое объединение "Конгресс русских общин" возглавлял и был секретарем Совета безопасности РФ. Более того, Лебедь на суд и Дмитрия Рогозина отправил (вице-премьер РФ с 2011 года. – "ГОРДОН").
– Как генерал Лебедь сформулировал свою просьбу: "Борис, спасай, бандеровцы ущемляют права русских в Севастополе"?