"С наперсточниками нельзя играть". Полозов рассказал о стратегии по освобождению украинских военнопленных моряков
Адвокат Николай Полозов рассказал, что в первые дни следственных действий в отношении украинских военнопленных моряков он договорился с руководителем следственной группы, подполковником ФСБ Сергеем Микрюковым, что следователи будут оказывать защитникам всяческую помощь, а взамен адвокаты не будут публиковать их фамилии.
Общая стратегия по освобождению украинских военнопленных моряков из российской тюрьмы на самом деле была "очень проста". Об этом в интервью "Крым.Реалии", опубликованном 9 сентября, заявил адвокат Николай Полозов.
"Я выразил такую позицию, что необходимо сформировать единую команду адвокатов, которые будут работать в единой стратегии, в едином направлении. Это было важно, потому что в таких политических делах в России отсутствует суд как независимый институт власти. Судьи не принимают никакие доказательства защиты, просто существуют для мебели. Их задача – проштамповать те решения, которые приняла исполнительная власть, в конечном счете Кремль, в конечном счете – президент [Владимир] Путин. Мы изначально не хотели устраивать из этого игру в "кошки-мышки" в рамках российской юрисдикции, по российскому Уголовно-процессуальному кодексу. Там невозможно выиграть – с наперсточниками нельзя играть. Это была опора на нормы международного права. Это – транслирование проблематики во внешний контур, в те международные органы, которые могут принимать существенные решения, и это работа для формирования позитивного политического решения о дальнейшей судьбе моряков", – рассказал он.
Полозов добавил, что все адвокаты моряков работали бесплатно. Финансовую помощь им предоставлял лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев. В частности, деньги были нужны на оплату проезда крымских адвокатов в Москву.
Адвокаты не публиковали фамилий российских следователей по делу моряков, так как был достигнут "компромисс", сказал Полозов.
"Буквально в первый день следственных действий я пришел в следственное управление ФСБ. Меня сначала долго не хотели пускать, бросали трубку, потом все-таки перезвонили и сказали: "Пожалуйста, проходите". Я встретился с руководителем следственной группы, подполковником Сергеем Микрюковым, и сразу мы с ним начали вести откровенный разговор. Я сказал, что мы не будем играть ни в какие процессуальные игры, нам это неинтересно. Наша задача – освобождение захваченных военнопленных. Мы понимаем, что решение может быть принято только на политическом уровне, он ответил: "Я тоже это понимаю". Мы договорились таким образом: следствие будет оказывать адвокатам всяческую помощь для того, чтобы адвокаты могли видеться со своими подзащитными тогда, когда в этом есть необходимость. А мы в ответ, кроме фамилии Микрюкова, не будем публиковать больше никакие фамилии следователей на этапе предварительного расследования. Естественно, они все боятся санкций, они все боятся внимания”, – рассказал он.
25 ноября 2018 года РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских Военно-морских сил "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые возвращались в Одессу после попытки пройти через Керченский пролив в Азовское море. Российские силовики задержали 24 украинских моряка, позже их арестовали в крымских "судах" и перевезли в Москву. Всем украинцам предъявили обвинения в незаконном пересечении границы РФ.
В апреле 2019 года Украина обратилась в Международный трибунал по морскому праву, потребовав в качестве временных мер обязать РФ немедленно освободить моряков и корабли. Российская сторона отказалась от участия в слушаниях.
25 мая трибунал в Гамбурге обязал Россию немедленно освободить три задержанных украинских корабля, а также 24 задержанных моряка и позволить им вернуться в Украину. Срок выполнения решения истек 25 июня.
7 сентября между Украиной и РФ состоялся обмен удерживаемыми лицами в формате "35 на 35". Среди вернувшихся на родину – захваченные Россией после инцидента у Керченского пролива 24 украинских моряка. Полозов сообщал, что моряков отпустили под поручительство украинского омбудсмена Людмилы Денисовой.