Рябцев: Принятое Верховной Радой постановление о "Северном потоке – 2" – правильный шаг, но надеяться на реакцию ЕС вряд ли стоит G

Рябцев: Многое зависит от того, появится ли к 2019 году независимый оператор украинской ГТС
Фото: Геннадий Рябцев / Facebook

Законодательство Евросоюза не предполагает регулирования деятельности транзитных и экспортных трубопроводов, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев.

Институты Европейского союза, скорее всего, никак не отреагируют на принятое украинским парламентом "Обращение Верховной Рады Украины к международному сообществу о недопустимости строительства газопровода "Северный поток – 2". Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев.

"Украина противостоит как РФ, которая пытается уменьшить зависимость от стран-транзитеров, так и Евросоюзу, реализующему политику диверсификации маршрутов поставок газа. Не забывают европейцы и о доходах, получаемых от торговли российским газом. Принятое Верховной Радой постановление о "Северном потоке – 2" – правильный шаг, но надеяться на реакцию ЕС вряд ли стоит. Законодательство Евросоюза не предусматривает регулирования деятельности транзитных и экспортных трубопроводов. То есть говорить о каких-то перспективах этого постановления не приходится", – отметил Рябцев.

Он считает, что нынешнее руководство НАК "Нафтогаз" не беспокоится о судьбе украинской газотранспортной системы после окончания транзитного контракта с "Газпромом".

"Перспективы сотрудничества "Нафтогазу" и "Газпрома" после 2019 года выглядят призрачно. Остается вопрос, появится ли к этому времени независимый оператор украинской ГТС? У него должны быть активы, чтобы вести прибыльную деятельность. Если такой оператор появится и проведет успешные переговоры с "Газпромом", мы можем рассчитывать на транзит российского газа в пределах 40–50 млрд м&³3; в год. В противном случае объемы транзита сократятся до 10–15 млрд м&³3;. А тогда из эксплуатации придется вывести едва ли не больше половины мощностей нашей ГТС. Но, полагаю, судьба украинской ГТС мало интересует нынешнее руководства "Нафтогазу". Потому что после президентских выборов топ-менеджмент всех национальных энергетических компаний, скорее всего, сменится", – резюмировал Рябцев.

Проект "Северный поток – 2", возглавляемый бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером, предусматривает строительство двух ниток газопровода совокупной мощностью 55 млрд м&³3; газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Действующий газопровод "Северный поток" состоит из двух ниток с пропускной способностью 27,5 млрд м&³3; каждая. "Газпром" начал поставки по первой нитке газопровода в 2012 году.

В декабре 2015 года президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что проект второй очереди газопровода "Северный поток" не соответствует энергетическим правилам ЕС (Третьему энергетическому пакету) и подрывает роль Украины как транзитера газа.

Власти УкраиныПольшиЛатвии, Молдовы, ЛитвыВенгрии, Румынии, Словакии, Эстонии и Чехии называют "Северный поток – 2" угрозой энергетической безопасности Европы.

Правительство ФРГ рассматривает трубопровод "исключительно как бизнес-проект". 27 марта Германия выдала полный комплект разрешений на строительство газопровода "Северный поток – 2".

Президент США Дональд Трамп в ходе встречи с президентами стран Балтии 3 апреля в Вашингтоне раскритиковал Германию за это решение.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил 3 апреля, что после запуска "Северного потока – 2" и "Турецкого потока" транзит российского газа через Украину упадет в 10 раз.

Верховная Рада Украины 5 апреля приняла постановление "Об обращении Верховной Рады Украины к международному сообществу о недопустимости строительства газопровода "Северный поток – 2" и монополии Российской Федерации на газовых рынках мира".