Экономист Герус: Возить из ОРДЛО некачественный и экологически вредный уголь – это исключительно коммерческий интерес Ахметова
Предприятия бизнесмена Рината Ахметова заинтересованы в том, чтобы Украина испытывала зависимость от поставок антрацита из оккупированных районов, считает бывший член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Андрей Герус.
Украина могла бы полностью отказаться от поставок антрацита из оккупированных районов Донбасса, если бы не влияние компаний, которые контролирует бизнесмен Ринат Ахметов. Такое мнение в интервью INSIDER высказал экономист и бывший член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Андрей Герус.
В тарифы заложена цена импортного угля, тогда как украинские теплоэлектростанции сжигали только антрацит с Донбасса, подчеркнул он.
"При действующей формуле "Роттердам плюс" можно было спокойно импортировать антрацит. Но если при "Роттердам плюс" брать свой дешевый уголь, то возникает дополнительная маржа, более 1 млрд грн в месяц", – подсчитал Герус.
Использование формулы "Роттердам плюс" и повышение тарифов в энергетике задумывалось именно для уменьшения зависимости от поставок из зоны АТО, отметил экономист.
"Другое дело – если бы людям сказали: "Да, мы берем оттуда уголь, потому что мы хотим, чтобы вы меньше платили. Вам и так нелегко, поэтому это все, чтобы тарифы для потребителей были ниже". Я бы понял эту позицию. Но собирать со всех потребителей по импортной цене, а возить из ОРДЛО некачественный и экологически вредный уголь – это перебор. Это позиция, которая учитывает исключительно коммерческий интерес Ахметова", – убежден Герус.
Для реальной независимости от поставок с шахт оккупированной части Донбасса достаточно одну–две ТЭС перевести на уголь газовой группы, а 2–3 млн тонн антрацита ввозить по импорту, полагает бывший член Нацкомиссии.
"Но ДТЭК Ахметова заинтересован, чтобы была зависимость от зоны АТО, потому крупнейшие шахты там – их. Они хотят, чтобы была зависимость, тогда можно диктовать свои условия. И если чиновники и политики легко поддаются влиянию, то их тактика успешна", – сказал Герус.
27 февраля главари "ЛДНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий пригрозили остановить поставки угля и "ввести внешнее управление" на украинских предприятиях, работающих на оккупированных территориях, если до 00.00 1 марта не будет снята блокада, которую 26 декабря 2016 года объявили ветераны украинских добробатов.
1 марта, по истечении срока ультиматума, боевики "ДНР" "национализировали" около 40 украинских предприятий. 6 марта руководство террористических группировок "ЛНР" и "ДНР" сообщило о начале поставок на территорию России угля из захваченных украинских шахт.
15 февраля Кабинет Министров Украины принял постановление о введении временных чрезвычайных мер в энергетической системе Украины. Меры направлены на минимизацию использования угля антрацитовой группы.
В апреле 2016 года Национальная комиссия в сфере энергетики и коммунальных услуг утвердила методику расчета оптовой цены электроэнергии, которая базируется на европейском индексе цен на уголь.
Глава комиссии Дмитрий Вовк заявлял, что предельная цена угля по этой формуле будет формироваться с учетом индекса на европейской бирже в Роттердаме (API2) и стоимости транспортировки этого угля на внутренний рынок (формула "Роттердам плюс транспорт").
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик в феврале 2017 года утверждал, что эта формула была создана как фикция и на практике не применялась.