Гонтарева: "ПриватБанк" – это была "пирамида"
По словам экс-главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой, в "ПриватБанке", акционером которого до национализации выступал украинский бизнесмен Игорь Коломойский, была даже не "дыра в капитале", а полное отсутствие активов.
"ПриватБанк", акционером которого до национализации выступал украинский бизнесмен Игорь Коломойский, был "пирамидой", заявила экс-глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева в интервью LB.ua, опубликованном 18 сентября.
"Еще на этапе национализации "Привата" пытались ли бывшие собственники с вами как-то договориться, найти общий язык?" – спросила журналистка Соня Кошкина.
"Мой опыт показывает, какая судьба может ждать человека, если он будет профессионалом, технократом, недоговорным. То, что делают со мной, – остальным пример, что может случиться и с ними… Я – банкир, который работает по базельским принципам, который для всех банков делал одинаковый стресс-тест, одинаковые критерии, всех одинаково заставлял докапитализировать их структуры. Программа рекапитализации была одинаковой для всех, подчеркиваю", – сказала Гонтарева.
Кошкина напомнила: Коломойский говорил, что хочет вернуть $2 млрд капитала "ПриватБанка".
"Я не знаю, как так можно, когда в банк внесли 155 млрд [грн] – там даже не дыра в капитале была, там не было активов. Помните, он говорил, что [пятый президент Украины Петр] Порошенко хотел отобрать у него "1+1"?.. После этого выходит [нардеп от "Слуги народа", бывший гендиректор телеканала Александр] Ткаченко и говорит, что канала "1+1" никогда не было в залоге "ПриватБанка". Так вот, в этом банке не то что "1+1" не было, там даже элементарно ни одной заправочной станции не было! Не было активов вообще. Это была "пирамида", – заявила Гонтарева.
Она добавила, что теперь Коломойский рассказывает, будто "Гонтарева – мессия, которая вошла в сговор с американцами и решила убить олигархов".
На вопрос, возможна ли окончательная отмена национализации "ПриватБанка", экс-глава НБУ ответила: "Отменить национализацию просто. Достаточно решения суда".
"А наши суды вы знаете. Если Коломойский принимал три решения в один день еще до первого тура выборов [президента Украины весной 2019 года] – о национализации, персональных гарантиях и связанных лицах, то что ему мешает получить остальные решения суда, таких же липовых? Если национализация признается решением суда недействительной, делается реституция, то есть государство забирает 155 млрд и на этом месте образуется дыра. Нацбанк же не может ничего национализировать, Нацбанк может только признать банк неплатежеспособным. Поэтому есть два варианта: для больших системных банков – обращаться к Минфину за национализацией, для несистемных – обращаться в Фонд гарантирования вкладов. [Замглавы Нацбанка Екатерина] Рожкова сказала еще полгода назад в интервью, что Нацбанк будет обращаться за повторной национализацией. Вопрос теперь к Минфину, согласится ли он на повторную национализацию", – отметила Гонтарева.
"ПриватБанк" – крупнейший коммерческий банк в Украине – был национализирован 19 декабря 2016 года. Коломойский в апреле 2019 года заявил, что его доля капитала в банке до национализации оценивалась в $2 млрд. "Верните мне мои акции, которые у меня изъяли. Я признаю, что была проведена эмиссия государством на 155 или 160 млрд грн. У меня там было 60 млрд [грн]. Отдайте мне на мои 60 из 200 млрд акции. И будем вместе сосуществовать", – сказал тогда он.
18 апреля 2019 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск Коломойского к НБУ и Кабмину о незаконности национализации "ПриватБанка". В Министерстве финансов и Нацбанке говорили, что обжалуют это решение. В НБУ заявляли в августе 2019 года, что украинские суды рассматривают по меньшей мере 270 дел, которые связаны с деятельностью “ПриватБанка”.
Министр финансов Украины Оксана Маркарова говорила, что в случае денационализации "ПриватБанка" должен быть предусмотрен механизм возвращения в госбюджет Украины более 155 млрд грн.
Гонтарева возглавляла Нацбанк Украины с июня 2014-го по март 2018 года. Сейчас живет в Лондоне.
5 сентября неизвестные в Киеве сожгли авто невестки экс-главы НБУ, которую также зовут Валерия Гонтарева, а в ночь на 17 сентября – дом Гонтаревой под Киевом.
Экс-глава НБУ подчеркнула, что винит в случившемся Коломойского. Бизнесмен в ответ заявил, что намерен подать в суд иск против Гонтаревой о защите чести и достоинства.