"Киборг" Рахман прокомментировал возможное затягивание Медведчуком его освобождения из плена
Освобожденный из плена "ДНР" "киборг" Андрей (Рахман) Гречанов заявил, что попытки договориться о его освобождении были важными, но без помилования тогдашним президентом Украины Петром Порошенко российского военного Владимира Старкова освобождение не состоялось бы. Об этом Рахман сказал 8 июня в комментарии hromadske.
"Киборг" прокомментировал журналистам четвертую часть так называемых пленок Медведчука и возможное участие главы политсовета "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктора Медведчука в затягивании процесса обмена пленными.
"Я дома, это факт. Если говорить об этих записях, то я не слышал, чтобы он тормозил [освобождение]. Идет разговор обо мне, об обмене. Там же не говорится: "Пусть, пусть еще немного посидит и мы его заберем". Ну, если встал вопрос майора на майора, то майор осужден и его помиловать может только президент", – сказал Гречанов.
Он отметил, что его освобождение откладывали трижды, но причин задержки процесса не сообщали.
"Три раза было, когда меня отправляли в душ – бороду [побрить], помыться, сказали, часовая готовность. Я сижу и жду. День, два. Шаги мимо моей камеры. На вторые сутки понимаю, что этого уже не будет", – сказал "киборг".
Он подчеркнул, что главное для него то, что он смог вернуться из плена, и то, что сейчас находится со своей семьей.
На записях, опубликованных Bihus.info 7 июня, обсуждается освобождение Гречанова – он вернулся в Украину в ночь на 1 декабря 2015 года. Рахмана взяли в плен в конце июля 2015 года, примерно в то же время в Украине задержали российского военного Владимира Старкова – он пытался ввезти в страну взрывчатку. Именно об их обмене друг на друга в дальнейшем шла речь.
Обменом Гречанова занимался тогдашний советник министра обороны Алексей Мочанов. По его словам, спустя три недели после плена Рахмана у него была возможность обменять Гречанова на Старкова, однако обмен так и не состоялся.
Согласно пленкам, Медведчук общался с "министром обороны ДНР" Владимиром Кононовым по поводу обмена. Украинский политик жаловался, что ему известно о договоренности Мочанова и главаря "ДНР" Александра Захарченко об обмене. По словам Медведчука, обмен должен состояться под руководством "двух первых", то есть президентов РФ и Украины, а не "какого-то Мочанова". На записи Медведчук также акцентирует на том, что в случае договоренности об обмене на высшем уровне Старкова помилует украинский президент – и это станет прецедентом, так как будет первым помилованием человека, связанного с войной на Донбассе.
Контекст:
11 мая генпрокурор Украины Ирина Венедиктова подписала Медведчуку и его соратнику Тарасу Козаку подозрения в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов. СМИ сообщили, что в доме Медведчука в Киеве и офисе ОПЗЖ СБУ проводила обыски.
После этого журналисты проекта Bihus.info опубликовали четыре части расследования с записями телефонных разговоров якобы Медведчука, они датированы 2014–2015 годами. В первой части записей разговоров, опубликованной 17 мая, лидер боевиков "ЛНР" угрожал уничтожить колонну бронетехники Украины, если ее продвижение не остановят. Медведчук в ответ сообщил ему, что Петр Порошенко, который на тот момент занимал должность президента Украины, перезвонил и "сказал, что дал команду вернуть колонну на Изварино". Также в записях есть разговор Медведчука с его помощником по Донецку и Луганску Дмитрием Дорошенко в июне 2014 года, в котором они обсудили требования террористов для организации переговоров.
Вторая часть пленок, обнародованная 24 мая, объясняет историю получения Медведчуком украинской части нефтепродуктопровода "Самара – Западное направление".
31 мая появилась третья часть. В ней Медведчук обсуждает с Кремлем поставки в Украину угля с оккупированных территорий.