Конкурсная комиссия рекомендует Зеленскому назначить директором ГБР Сухачева
За соответствующие решение проголосовали пятеро из шести членов комиссии:
- проректор Академии адвокатуры Украины Алина Бирюкова;
- заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Головко;
- профессор кафедры правосудия Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Оксана Кучинская;
- заведующая кафедрой судоустройства и прокурорской деятельности Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого Лидия Москвич;
- заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко, академик Национальной академии правовых наук Василий Нор.
Воздержался только юрист, бывший член Высшей квалификационной комиссии судей Украины Андрей Козлов.
Всего в комиссию должно было входить девять человек. Но международные организации так и не делегировали в нее своих членов.
"Международники, которые должны были быть делегированы через Кабмин, просто отказались участвовать в этом фарсе. Соответствующие процедуры определения международных организаций, сотрудничающих с Украиной в сфере уголовной юстиции (антикоррупции), должны были провести в МИД, определив эти структуры. Миссия Кабмином провалена", – написал в Facebook юрист, основатель организации StateWatch Александр Леменов.
В итоге, отметил он, пять из шести членов комиссии, которых делегировали президент и Верховная Рада, контролируются Офисом президента.
В целом документы на конкурс, по данным Bihus.info, подали 11 человек, из них к конкурсу допустили семь кандидатов.
В финальную часть конкурса вышли три претендента: Сухачев, а также двое его подчиненных: руководитель и заместитель руководителя управления по обеспечению личной безопасности ГБР Александр Козленко и Сергей Мережко. 30 декабря комиссия проводила с ними собеседования.
Козленко и Мережко, согласно решению комиссии, не отвечают критериям добропорядочности (к ним были вопросы по поводу доходов и имущества). Пять из шести членов комиссии решили, что этому критерию отвечает только Сухачев, как и критерию о профессиональной компетентности.
Во время собеседования Козлов спросил у Сухачева о недвижимости, которой он пользуется, в частности, о квартире в Киеве площадью более 100 м&³2; (ее в 2010 году приобрела теща и.о. директора ГБР). Сухачев рассказал, что теща приобрела жилье, поскольку хотела продолжить работу в столице, но "у нее изменились жизненные обстоятельства", и сейчас в этой квартире живет он с семьей. Кроме того, Козлов спросил, почему Сухачев получил служебную квартиру в Киеве площадью 41,7 м&³2;, если он никогда в ней не жил. Сухачев ответил, что получил жилье законно, когда служил в СБУ, поскольку не имел собственного, а в 2017 году его приватизировал.
"[В служебной квартире] я не проживал, потому что там нет ремонта пока что... Если у матери моей жены возникнет желание переехать в Киев, будем решать вместе с женой, каким образом мы будем создавать условия для проживания моей семьи в другой квартире, потому что она [служебная] очень маленькая для нас сегодня, – сказал Сухачев. – Для чего ее надо было получать? Смотрите, я не знал... И сегодня не решен вопрос окончательно относительно переезда матери моей жены в Киев. Это открытый вопрос. Я реализовывал свое право, я не инициировал этот вопрос. Жилищно-строительная комиссия СБУ самостоятельно приняла решение, потому что я находился в очереди на получение жилья. Но я хочу сказать, что в то время я имел право на двухкомнатную квартиру, но... я предоставил приоритетное право другим работникам и получил однокомнатную квартиру".
Кроме того, Козлов сказал Сухачеву, что проанализировав его оценки во время учебы в вузе, пришел к выводу, "что либо он не очень любил право, либо право не очень любило его, в том числе уголовный процесс". "А сейчас вы доктор наук. Когда случился перелом, скажем так?" – спросил Козлов.
Сухачев попросил "более детально" задать вопрос. Козлов сказал, что не может этого сделать, поскольку данные об образовании – закрытая информация, и спросил, может ли кандидат "быть настолько храбрым", чтобы рассказать, как он учился в вузе. Сухачев сказал, что Козлов "перебирает на себя функцию следователя", и не ответил на вопрос.
Позже другие члены комиссии отметили, что оценки Сухачева в академии – не показатель, в их преподавательской карьере было много примеров, когда больших успехов достигали студенты, которые не были отличниками.
Теперь комиссия внесет президенту представление для назначения отобранного кандидата на должность. Согласно закону о ГБР, директор бюро назначается на пят лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.
Контекст:
Государственное бюро расследований начало работу 27 ноября 2018 года. Ведомство занимается расследованием уголовных правонарушений, которые совершили высшие должностные лица, в том числе президент, премьер-министр и народные депутаты, правоохранители, должностные лица Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Первым директором ГБР был Роман Труба, который занимал должность с ноября 2017 года по декабрь 2019 года. После этого ведомство в статусе и.о. директора возглавляли Ирина Венедиктова, Александр Бабиков, Александр Соколов и Сухачев. Сухачев исполняет обязанности главы ведомства с сентября 2020 года.
Сухачев родился в 1978 году в Харькове. В 2000 году окончил Национальную юридическую академию Украины имени Ярослава Мудрого по специальности "правоведение". Доктор юридических наук, заслуженный юрист. После окончания вуза работал в СБУ, Генеральной прокуратуре, Службе внешней разведки. В августе 2020 года был назначен заместителем директора ГБР.
В сентябре 2021 года, отвечая на вопрос журналистов, насколько ГБР самостоятельно и звонит ли ему лично Зеленский, сказал, что хотя с главой государства у него есть прямой канал связи, "президент ни разу еще не звонил".