Луценко – Сытнику: С 2017 года у вас папка с перепиской, кто общается с вашими подчиненными и почему выходят письма по кальке, которую присылают им деятели
На заседании временной следственной комиссии парламента директор НАБУ Артем Сытник заявил, что не знал о существовании перехваченной переписки фигурантов коррупционных схем в "Укроборонпроме". Генпрокурор Юрий Луценко заявил в ответ, что 87 страниц этой переписки, в которой фигурируют сотрудники НАБУ, были давно переданы в бюро.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко и директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник 13 марта поспорили на заседании временной следственной комиссии Верховной Рады о расследовании хищений в Вооруженных силах Украины. Заседание транслировало "Громадське".
Сытник утверждал, что в распоряжении бюро не было переписки фигурантов коррупционного скандала, на которую опирались авторы расследования программы "Наші гроші".
"Давайте скажем правду: о том, что было в первом, втором и третьем сюжетах, мы узнали из самих сюжетов", – сказал директор НАБУ.
Он заявил, что Генпрокуратура должна передать бюро материалы, которые, по ее сведениям, относятся к подследственности антикоррупционных органов.
Луценко ответил, что такие материалы, включая переписку с телефона директора компании "Оптимумспецдеталь" Андрея Рогозы, переданы НАБУ еще в 2017 году.
"Там четко указано: разговор между Рогозой и [сотрудником СБУ Дмитрием] Москаленко, между Рогозой и [внештатным агентом НАБУ Евгением] Шевченко, Рогозой и [детективом НАБУ Дмитрием] Литвиненко, Рогозой и [экс-сотрудником "Укроборонпрома" Виталием] Жуковым, письма, подписанные [замдиректора НАБУ Гизо] Углавой и другими детективами, и даже воспоминания о кофеварке, которая стоит в вашей приемной... С 2017 года у вас эта папка, где описано, кто и как через Шевченко и других общается с вашими подчиненными и почему выходят письма за подписью ваших подчиненных по кальке, которую присылают им деятели," – возмутился Луценко.
25 февраля 2019 года программа "Наші гроші з Денисом Бігусом" опубликовала первые две части расследования о хищениях в оборонном секторе Украины. По данным журналистов, фигуранты схемы заработали минимум 250 млн грн во время войны на Донбассе. Журналисты утверждают, что участники группы посредством фирм-"прокладок" скупали контрабандой подержанные запчасти к военной технике в России и в два – четыре раза дороже перепродавали их заводам "Укроборонпрома". Такой "прокладкой" выступал в том числе завод "Кузница на Рыбальском", который до 2018 года принадлежал президенту Украины Петру Порошенко.
Согласно расследованию, в схеме участвовали тогдашний первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олег Гладковский, его сын Игорь, Рогоза, Жуков, а также нынешний глава "Укроборонпрома" Павел Букин. Фирма Рогозы "Оптимумспецдеталь" называлась ключевым звеном схемы.
В следующей части расследования говорилось, что из-за действий коррупционеров Украина чуть не сорвала подписанный в 2016 году контракт по ремонту самолетов Ан-26 для Казахстана. По подсчетам журналистов, чистыми организаторы схемы поставок контрабандных узлов получили $300 тыс., из которых $10 тыс. отдали Букину.
В заключительной части расследования программы "Наші гроші", которая вышла 11 марта, говорилось, что НАБУ при посредничестве своего внештатного агента Шевченко вычеркнуло фирму "Оптимумспецдеталь" из перечня фиктивных, что позволило ей продолжить сотрудничество с госконцерном "Укроборонпром", в частности, продать танковые прицелы на Харьковский бронетанковый завод по значительно завышенной цене. В письме НАБУ, которое показали журналисты, стоит подпись Углавы.
В программе за 11 марта журналисты также рассказали, что друг Рогозы, сотрудник Службы безопасности Украины Москаленко за вознаграждение обещал улаживать претензии, возникавшие у контрразведки к деятельности контрабандистов. Журналисты утверждают, что военная прокуратура трижды начинала и прекращала (вероятно, за незаконное вознаграждение) расследование по контрактам "Оптимумспецдетали" с оборонными предприятиями.
7 марта Сытник сообщил, что его ведомство открыло два уголовных производства на основании материалов расследования программы "Наші гроші", а также провело около 20 обысков, в том числе по месту жительства Гладковских. По словам Сытника, в расследованиях фигурируют 10 предприятий, которые входят в структуру "Укроборонпрома", убытки составляют около 1 млрд грн.