Освобождение украинских военнопленных моряков входило в условия возвращения РФ в ПАСЕ – Кулеба
В начале 2019 года начались переговоры о возвращении российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы, для этого Кремль должен был предоставить комиссару Совета Европы по правам человека доступ в Крым, уплатить взносы в Совет Европы и вернуть Украине военнопленных украинских моряков, однако со временем Европа дала понять РФ, что она может вернуть Россию в ассамблею и без выполнения этих условий, сказал постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба.
Освобождение Россией украинских военнопленных моряков входило в условия возвращения российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Об этом 30 июня в эфире "5 канала" заявил постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба.
По словам Кулебы, переговоры по возвращению России в ПАСЕ активизировались еще в начале 2019 года. Для этого Кремль должен был выполнить три условия: предоставить комиссару Совета Европы по правам человека доступ в Крым, уплатить взносы в Совет Европы и вернуть Украине пленных моряков. Позже Европа дала понять России, что она может вернуть Россию в ассамблею и без выполнения этих условий.
Российская нота украинскому МИД о моряках появилась не вследствие решения ПАСЕ вернуть полномочия российской делегации, а потому что истек конечный срок выполнения решения Международного трибунала ООН, сказал он.
"Просто так совпало, что в ночь с 24-го на 25 июня как раз приняли эту резолюцию, а 25-го истекал срок. Поэтому я подтверждаю, что тема моряков в ПАСЕ звучала. Но я убежден, что Россия не собиралась выполнять эти три требования, потому что они понимали, что сложилась такая коалиция в их пользу, что вернет их без уступок. Я думаю, произошло именно так", – заявил Кулеба.
28 июня автор "Европейской правды" Сергей Сидоренко со ссылкой на источники рассказал, что освобождение пленных украинских моряков и возвращение кораблей ВМС Украины должно было быть частью широкой договоренности Запада и России, одним из элементов которой являлось безоговорочное подтверждение полномочий делегации РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы. Сидоренко отметил, что существование непубличного плана получило подтверждение после вербального конфликта министра иностранных дел Украины Павла Климкина и президента Украины Владимира Зеленского.
25 мая Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге обязал Россию немедленно освободить три задержанных в Черном море в ноябре 2018 года украинских военных корабля, а также 24 моряка и позволить им вернуться в Украину. Решение было принято 19 голосами, против выступил только судья от РФ Роман Колодкин.
В министерстве иностранных дел России заявили, что международный арбитраж не имел юрисдикции для рассмотрения инцидента.
Срок выполнения решения истекал 25 июня. В этот день, как сообщили в МИД Украины, от российского внешнеполитического ведомства поступила нота, которой Украине предлагалось предоставить письменные гарантии продолжения уголовного преследования украинских моряков в соответствии с российским законодательством. В ответной ноте украинский МИД назвал позицию Москвы неприемлемой.
27 июня Зеленский высказал возмущение тем, что его не ознакомили ни с нотой МИД РФ, ни с ответной нотой украинского внешнеполитического ведомства.
Климкин опубликовал два документа, назвав текст российского "примитивной ловушкой". По словам министра, ответная нота "разоблачает скрытые мотивы РФ". Он также высказал мнение, что отправка ноты была полностью в компетенции его ведомства.
В ночь на 25 июня Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию об изменении санкционного механизма, которая позволила России вернуться в ассамблею. 26 июня ПАСЕ 116 голосами (против – 62, воздержались – 15) приняла резолюцию о подтверждении полномочий делегации РФ без ограничений. Украинские депутаты заявили, что в знак протеста покидают сессию ассамблеи.
Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года – сразу после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе. В 2017 году Россия остановила уплату взносов в бюджет Совета Европы (около €33 млн в год), что привело к финансовому кризису в организации.
29 июня Климкин заявил, что версия о том, что российскую делегацию вернули в ПАСЕ в обмен на возможное освобождение Россией украинских политзаключенных, не соответствует действительности.