Запад не готов дать Украине гарантии безопасности, которые она хочет – Politico
По словам пяти европейских дипломатов, несмотря на месяцы разговоров на эту тему, Запад расходится во мнениях относительно того, как реагировать на такой запрос. Там не совсем понимают, что должны представлять собой эти гарантии – должны ли быть обязательства от НАТО или отдельные гарантии от крупных военных государств.
Вопрос остается открытым, хотя до саммита НАТО в Вильнюсе остается пять недель, говорится в публикации. Украина ждет от саммита четкого сигнала по поводу своего членства и гарантий безопасности.
Многие западные союзники пока не хотят давать Украине конкретные сроки, но при этом не хотят и оставлять ее уязвимой перед возможным следующим вторжением, пишет издание. Поэтому европейские лидеры столкнулись с проблемой в этом вопросе. Они предлагают дать оптимистические формулировки по поводу членства в НАТО. Но, по словам высокопоставленного восточноевропейского дипломата, который пожелал остаться анонимным, "иногда трудно понять, о чем мы говорим".
Нынешние и бывшие официальные лица говорят, что нет единого мнения ни о предоставлении гарантий, ни о том, что они повлекут за собой и какой формат можно использовать.
По словам бывшего помощника генерального секретаря НАТО Камиля Гранда, на одном конце спектра – полноправное членство в НАТО, что влечет за собой гарантию статьи 5, согласно которой нападение на одного союзника считается нападением на всех союзников. Противоположный вариант – некие "бумажные гарантии" по примеру Будапештского меморандума 1994 года, который дал Украине расплывчатые гарантии со стороны России, США и Великобритании.
Среди возможных вариантов также имеется долгосрочное сотрудничество и помощь Украине в быстром развитии собственной оборонной промышленности, похожее на оборонные обязательства США перед Израилем, говорится в публикации. По словам высокопоставленного дипломата из Центральной Европы, пока все сводится к долгосрочному предоставлению средств и обучению, чтобы Украина имела возможность защитить себя.
Контекст:
Украина активизировала сотрудничество с НАТО в 2014 году на фоне оккупации Крыма Россией и вооруженного конфликта на Донбассе. Курс на вступление в Альянс зафиксирован в Конституции Украины.
В 2018 году НАТО признал за Украиной статус страны-аспиранта – кандидата на членство в Альянсе, в 2020-м Украина получила статус партнера расширенных возможностей.
14 июня 2021 года в Брюсселе состоялся саммит НАТО, в итоговом коммюнике которого отмечалось, что Альянс поддерживает вхождение Украины в НАТО.
30 сентября 2022 года – после того, как президент страны-агрессора России Владимир Путин объявил об аннексии оккупированной территории Украины, – президент Владимир Зеленский сообщил, что Украина подает заявку в НАТО по ускоренной процедуре.
Генсек Альянса Йенс Столтенберг 30 ноября прошлого года заявил, что предварительным условием для начала переговоров о членстве Украины в НАТО должна стать ее победа и в этом ей помогают члены Альянса.
Украинский президент присоединится к делегациям 40 стран – членов и партнеров Альянса на саммите в Вильнюсе. 1 июня на саммите Европейского политического сообщества в Молдове Зеленский заявил, что Украине в 2023 году нужны "четкие" приглашения в НАТО и ЕС, а также гарантии безопасности на пути в Альянс.