Архиепископ Евстратий о заявлениях Филарета: Мне кажется, критика томоса происходит не из-за его содержания, так как текст был известен с 6 января
По словам архиепископа Православной церкви Украины, сравнивать томос об автокефалии ПЦУ и текст договора, который Вселенский патриархат предлагал украинской церкви в 2008 году, "как минимум ошибочно".
Некоторые заявление почетного патриарха Православной церкви Украины Филарета являются "мягко говоря, ошибочными". Об этом заявил архиепископ ПЦУ Евстратий (Зоря) в Facebook 12 июня.
По словам Евстратия, в 2008 году Вселенский патриархат предлагал "критскую модель" для украинской церкви, которая означала "частичную автономию" и статус полуавтономной митрополии Вселенского патриархата.
"Патриарх Филарет после встречи на Фанаре в июле 2008 года согласился на статус митрополии с условием, что митрополию будет возглавлять он (в сане митрополита, а не патриарха) и будет гарантировано предоставление автокефалии через один-два года. В связи с тем, что срок предоставления автокефалии не был определен и гарантирован (речь шла лишь о том, что это произойдет когда-то в будущем), решения так и не были реализованы. По моему убеждению, это произошло потому, что Бог предусмотрел для украинской церкви лучшее будущее. Но сейчас не об этом, а о том, что утверждать, будто условия 2008 года и содержание томоса [об автокефалии ПЦУ] – фактически "одно и то же", как минимум ошибочно. Мягко говоря", – написал архиепископ.
Евстратий отметил, что в томосе речь идет об автокефальной церкви, внесенной в диптих, а не об автономии в составе Вселенского патриархата.
Также он подчеркнул, что ряд автокефальных церквей берут миро у Вселенского патриархата, и это "не преуменьшает их автокефального статуса".
"Например, в разгар спора с Москвой несколько месяцев назад Иерусалимский патриархат показательно просил и получил миро от вселенского патриарха. И наоборот, Румынская церковь, которая сначала была в статусе митрополии и получала миро от Константинополя, через несколько десятилетий после томоса получила статус патриархата, и румынский патриарх сейчас освящает миро, имея при этом отличные отношения с Константинополем", – добавил он.
Также архиепископ заявил, что согласно томосу, все избрания на иерархическое служение и решения по управлению являются исключительной компетенцией ПЦУ.
"И когда кто-то утверждает, что "ПЦУ зависит от Константинополя так же, как Украинская православная церковь Московского патриархата – от Москвы", то достаточно сравнить два устава, чтобы увидеть, насколько это не соответствует действительности!" – заявил он.
Евстратий добавил, что в томосе действительно предусмотрено право апелляции ко вселенскому патриарху для окончательно осужденных церковным судом, но оно носит исключительный характер.
"И странно слышать критику этого права вселенского патриарха, когда именно благодаря его применению все украинские иерархи и клирики, несправедливо осужденные со стороны Русской православной церкви за деятельность в пользу автокефалии УПЦ, были вселенским патриархом реабилитированы, а "осуждения" признаны недействительными И в завершение: текст томоса публично известен с 6 января 2019 года. А основные его положения были понятны еще из проекта устава ПЦУ, предложенного Синодом Вселенского патриархата для объединительного собора. То есть 15 декабря 2018 года точно было известно и о миро, и о диаспоре, и о праве апелляции. Не было известно дословно, но что эти точки являются принципиальными для Вселенского патриархата и будут отражены в томосе, было известно и понятно. Поэтому мне кажется, нынешняя критика томоса происходит вовсе не от его объективного содержания, ведь в противном случае она бы появилась минимум на пять месяцев раньше", – заявил архиепископ.
Православная церковь Украины была создана на объединительном соборе 15 декабря 2018 года, в котором приняли участие все архиереи Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также два архиерея Украинской православной церкви Московского патриархата. 5 января 2019 года вселенский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии ПЦУ, а 6 января вручил его предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию в Стамбуле. Интронизация Епифания состоялась 3 февраля 2019 года.
В мае между Филаретом и Епифанием возник конфликт. Почетный патриарх ПЦУ заявил, что Киевский патриархат не ликвидирован, и допустил отделение УПЦ КП от ПЦУ.
По словам Филарета, перед объединительным собором были достигнуты договоренности, что патриарх руководит церковной деятельностью внутри страны, а предстоятель отвечает за внешнее представительство ПЦУ. Этих договоренностей предстоятель ПЦУ не придерживается, отметил Филарет.
Епифаний заявил, что о восстановлении Киевского патриархата неправильно говорить, поскольку это может привести к изоляции ПЦУ, лишению ее томоса об автокефалии и "всех достижений церковной независимости". Он заверил, что в ПЦУ нет раскола.
24 мая в Киеве прошел синод ПЦУ. По его итогам Епифаний отметил, что архиереям не удалось переубедить Филарета в том, что УПЦ КП "юридически и фактически уже нет".
Филарет после синода предположил, что на Епифания влияют "антиукраинские и московские силы".
29 мая стало известно, что Епифаний издал указ, согласно которому документы УПЦ КП, выданные после 30 января 2019 года, признаются недействительными. Он отметил, что Филарет не подготовил и не подал документы для перерегистрации Киевской епархии ПЦУ, которой он руководит.
11 июня Филарет заявил, что в 2008 году Вселенский патриархат "хотел подчинить себе украинскую церковь", но, по словам патриарха, тогда он отказался. Он сказал, ПЦУ получила "не такой томос, который есть у других автокефальных церквей", и он ставит ПЦУ в зависимость от Вселенского патриархата.
Также Филарет говорил, что "Московский патриархат служит интересам Москвы, а эта так называемая ПЦУ служит интересам греков".