"Большевизм бессмертен в головах многих украинцев". В соцсетях отреагировали на предложение экс-нардепа запретить мужчинам выезд из Украины и после войны
Украинцы отреагировали в социальных сетях на пост исполнительного директора Украинского института будущего, экс-нардепа, бывшего советника министра внутренних дел Украины Вадима Денисенко, который 6 августа предложил запретить выезд из Украины мужчинам еще на три года после окончания войны, чтобы "сохраниться как нация".
В МВД заявили, что слова Денисенко – его личное мнение, и попросили не считать это позицией министерства.
Журналист, сооснователь партии "Демократична сокира" Виктор Трегубов предложил действительно ввести такой запрет, но только в отношении самого Денисенко.
Также он в шутку предложил принять более суровые меры для того, чтобы поднять демографию в Украине.
"Есть много людей, обеспокоенных восстановлением генофонда, сохранением чистоты нации и традиционной семьи, что бы это ни означало. Обычно это имеет вид беготни за геями или предложений запретить мужчинам выезд и после войны. Я не могу не поддержать этих людей. С демографией действительно проблемы. Но считаю, что, поскольку они активисты полово-демографического фронта, начать надо с них. Во-первых, законодательно обязать иметь и содержать не менее пяти детей. Национально чистого и сознательного партнера подберет государственное агентство, как у инков. Во-вторых, запретить развод, контрацепцию и все позиции, кроме миссионерской. Позицию на четвереньках лицензировать, разрешать только после третьего ребенка. В-третьих, запретить дрочить. Создать Антимастурбационное бюро и Специализированный антимастурбационный суд. Сразу рубить руки. А чуть позже разберемся, масштабировать ли этот опыт на всю страну", – написал он.
Нардеп от "Европейской солидарности" Ирина Геращенко считает, что послевоенный запрет на выезд не сработает на прорыв в восстановлении Украины, но может привести к бунту.
"Любые запреты порождают коррупцию. Потому что "Квартал" как выезжал, так и будет выезжать на очень важный иностранный "культурный фронт", а вот женщинам-госслужащим и сейчас нельзя, хотя у них нет воинского долга. Это уже порождает проблемы в местных органах власти и на госслужбе, многие женщины – депутаты местных советов, где они даже зарплат не получают, просто складывают мандат. Украинцы хотят восстанавливать нашу страну. Для этого нужно стимулировать экономику, а не убивать предпринимательство новыми поборами", – добавила она.
Политический эксперт Петр Охотин считает, что такой запрет приведет к росту коррупции.
"1. Запрет на выезд за границу после войны только увеличит количество желающих скрыться. Следовательно, появится коррупционная составляющая. 2. Запрет на выезд мужчинам после войны приостановит интеграцию в западный рынок. Следовательно, остановит цивилизационный выбор. Также такой запрет не разрешит образование для молодежи. Другими словами, таким решением мы создадим капсуляцию. 3. Запрет выезда может быть оправдан, только если мы будем строить примитивную экономику. Креативные индустрии или высокие технологии таким образом не разовьются. Следовательно, экономически запрещать выезд после войны неоправданно", – написал он.
Народный депутат от "Европейской солидарности" Николай Княжицкий считает, что нужно действовать в противоположном направлении.
"Если нам удастся привести к власти ответственных и честных людей, нужно, наоборот, не закрывать, а открывать границы. Не все убегают от войны. Многие от ощущения бесперспективности от коррупционной власти. Мы должны сюда приглашать украинцев со всего мира, кроме тех, кто сохранял лояльность к рашистам. И считаю, это единственный выход для нас, хотя и выглядит, возможно, слишком идеалистически", – отметил он.
Советник руководителя Офиса президента Украины, экс-министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов заявил, что когда свобода человека уничтожается ради идеи нации – "так строится нацизм".
"Хотим ли мы строить нацию, в которой у человека нет свободы передвижения, где человек замкнут, потому что так решили власти или эксперты? Разве не защищаем мы Украину сегодня ради свободы, ради того, что человек свободен и власть не авторитарна? Разве не должны мы после войны отстраивать демократию, где каждый человек равен перед законом и каждый человек имеет одинаковые права, где каждый человек свободен? Что на первом месте? Свобода и воля или восстановление и нация? Хочу ли я быть частью нации, в которой нет свободы? Мой ответ – нет. Возможно, у других ответ другой. И это хорошо, что каждый может иметь свое мнение и свободно его выражать. В свободных государстве и обществе. Потому что в авторитарном обществе такое будет невозможно", – написал он.
Журналист, исполнительный продюсер "UA:Крим" Осман Пашаев привел примеры "решения" других проблем аналогичными методами.
"Чтобы сохранить нацию – нужно запретить выезд мужчинам после войны на три года (Институт будущего). Чтобы сохранить село – отобрать у крестьян паспорта и запретить покидать деревню без разрешения райгосадминистрации (СССР). Чтобы сохранить генофонд – запретить женщинам выходить замуж за иностранцев или, как в Туркменистане, ввести официальный калым (если не ошибаюсь, было где-то $50 тыс.) Чтобы увеличить рождаемость – запретить аборты даже в случаях изнасилования, запретить ЛГБТ+ и все "неестественные отношения" (куча стран с передовым опытом). Чтобы сохранить цены на аренду – нужно ограничить цены на аренду (Турция). Чтобы сохранить курс валюты – нужно просто установить фиксированный курс валюты", – написал он.
Экс-нардеп Александр Доний заявил, что идея запрета на выезд соответствует идеям большевизма.
"Большевики могут быть "патриотами" и "националистами". Закрепощение украинцев как раз из этой оперы. И советские большевики тоже, наверное, имели какие-то "аргументы", почему по селам не выдавали паспорта и крестьяне не могли уехать в другое место жительства. Большевизм бессмертен в головах многих украинцев (совершенно патриотических). Так что удивился я не потому, что предложил большевистскую идею закрепощения бывший журналист, и он же бывший депутат. Такова у нас "интеллектуальная" и "политическая" "элиты". Удивился я тому, как многим моим "друзьям" по Facebook этот его пост понравился", – написал он.
Экс-нардеп Татьяна Острикова отметила, что слишком простые решения – не самый лучший вариант, а любые запреты можно обойти. По ее словам, власти следует думать не о запретах, а о стимулах: как вернуть людей, что им предложить, как стимулировать рождаемость, как обеспечить возмещение ущерба тем, чье жилье пострадало.
"Советский Союз являлся страной запретов. В Украине же ценностью всегда были воля и свобода", – подчеркнула Острикова.
Сам Денисенко после резонанса написал пост-объяснение, в котором подчеркнул, что имел в виду не запрет, а ограничение. По его словам, выпускать можно военных, на лечение, в командировку и так далее.
"Давайте честно скажем себе, если не будет таких ограничений, в лучшем случае в течение следующего десятилетия сюда будет завезено 2–3 млн жителей Азии. То есть минимум 7–8% населения Украины будут выходцами из тех широт, а за 20 лет все 15–17%. О правах человека, которые стали активно обсуждать, я слышал и тогда, когда нынешний запрет был введен. Мы должны просто ответить на один вопрос: мы за права человека или за сохранение нации. Если хотите более пафосно: мы за то, чтобы все было, как до 24.02.22, или будем строить Израиль?" – написал он.
Контекст:
После начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину утром 24 февраля 2022 года президент Украины Владимир Зеленский объявил военное положение и всеобщую мобилизацию.
Военное положение подразумевает, в частности, запрет на выезд за границу мужчин в возрасте 18–60 лет, подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации, кроме особо оговоренных исключений.
По данным ООН, количество украинцев, выехавших за границу страны из-за вторжения РФ и остающихся там, составляет 6,2 млн. Из них 5,87 млн получили статус временной защиты в Европе.