Директор "Левада-центра" Гудков: Нельзя держать страну в состоянии воинственной мобилизованности бесконечно долго
Нынешняя пропагандистская кампания российских властей по своей интенсивности носит беспрецедентный характер, а последствия ее влияния на массовое сознание "будут давать о себе знать очень долгое время", уверен директор российского "Левада-центра" Лев Гудков.
Антиукраинские настроения в России "широко распространены", но они стали менее агрессивными. Об этом в колонке для "Нового времени" написал директор российской социологической компании "Левада-центр" Лев Гудков.
По его словам, в опросах Украина не первый год занимает вторую после США позицию в списке "недружественно настроенных" к России стран. Но за год зафиксировано существенное повышение этой цифры – с 37% в 2015 году до 48% в 2016-м.
Однако, как считает Гудков, "интенсивность выражения неприязни ослабла". "Это связано со смещением акцентов с войны в Донбассе на сирийский конфликт. Соответственно, внимание к событиям в Украине заметно ослабло, а с ним и уровень агрессивности", – уверен он.
При этом директор социологического центра отмечает, что российская пропаганда продолжает действовать, а "подача украинских событий не изменилась".
"Мало что меняется по сути, просто острая фаза перешла в более рутинное состояние. В России тем временем нарастает кризис. Последствия конфронтационной политики сказываются на экономике. Чем дольше это будет продолжаться, тем хуже будут последствия. В такой ситуации российские власти пытаются найти выход, например, немного "погасили" интенсивность агрессивной пропаганды", – считает социолог.
Он подчеркнул, что всплеск негативного отношения к Украине среди россиян наблюдался и во время Оранжевой революции, но был не таким острым. По словам Гудкова, нынешняя пропагандистская кампания российских властей по своей интенсивности носит беспрецедентный характер, а последствия ее влияния на массовое сознание "будут давать о себе знать очень долгое время".
По мнению директора "Левада-центра", навязанные кремлевской пропагандой стереотипы распространяются все шире, хотя несколько слабеют и теряют в агрессивности. "Нельзя держать страну в состоянии воинственной мобилизованности бесконечно долго", – отметил он.
Ранее Гудков отмечал, что некоторый иммунитет по отношению к пропаганде имеют люди с твердыми убеждениями и те, у кого есть разные источники информации. По его оценкам, это примерно 12% россиян.
Провластные российские СМИ последних два года часто искажают информацию о странах Запада и Украине. Как отмечала газета The Washington Post, антиамериканская "лихорадка" в современной России сильнее, чем в эпоху СССР.
По данным Госдепартамента США, Москва ежегодно выделяет $1,4 млрд для обеспечения работы сложной системы пропаганды, которая подает видение Кремля на события в мире на 30 языках.
В прошлом году в Евросоюзе начало работу специальное подразделение по борьбе с российской пропагандой. Создание нового коммуникационного подразделения для борьбы с российским "информационным оружием" запланировал и Североатлантический альянс.